Самая творческая профессия
19 января 2024 05:18
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, Елена КОЛОБАЕВА
Фото: Н. Полянской
Со стороны может показаться, что инженер — профессия не слишком увлекательная. Чертежи, формулы, необходимость неукоснительно соблюдать жёсткие требования науки и технологий… Однако с этим утверждением ни за что не согласятся сотрудники АО «АК „Туламашзавод“, удостоенные по итогам
Герой Труда РФ, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Е. А. Дронов успех заводских инженеров объясняет тем, что на предприятии никогда не жалели ресурсов для „инвестиций в человека“:
— Тула совершенно справедливо считается оружейной столицей России. По мощности потенциала научных изысканий, многообразию и многовекторности прорывных разработок, производственным возможностям тулякам равных нет. Недаром год от года конкуренция в профессиональных конкурсах, таких как «Инженер года» и «Лучший изобретатель» только растет.
Наши времена требуют многократного умножения усилий предприятий различных сфер для развития промышленности, преодоления узких мест, генерации скорейшего воплощения в жизнь прогрессивных идей, решения задач на перспективу.
Туламашзавод постоянно развивается, осваивая производство новых изделий. Именно поэтому предприятию столь важны кадры, и мы стремимся обеспечить всестороннюю поддержку людей инициативных, прикладывающих свои таланты, знания и навыки к тому, чтобы повысить результаты общего труда.
Игра в машинки
Ребёнком Михаил Соколов больше всего любил играть в машинки. В этом плане он был, что называется, хрестоматийным мальчишкой, готовым часами говорить о моделях, их преимуществах, особенностях конструкции… Да мало ли таких мальчиков? Каждый второй, наверное.
Парень рос, а вместе с ним — и его любовь к автомобилям. Причем нравилось Михаилу не столько управлять машиной (хотя и это, конечно, тоже), сколько разбираться в том, как она устроена. Неудивительно, что, окончив девять классов, Соколов решил связать свою профессиональную судьбу именно с этой сферой, поступив в колледж им. С. И. Мосина ТулГУ на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Учился молодой человек легко, и за годы в техникуме тяга к автомобилям меньше не стала. Казалось бы, вот она, востребованная профессия, позволяющая иметь стабильный и достаточно высокий доход — хорошие автомастера в наше время ценятся. Но Михаилу уже было недостаточно просто понимать, «как это работает», он хотел сам заниматься разработкой. И Тульский государственный университет с направлением «Эксплуатация
— Я и на Туламашзавод попал благодаря университету,— рассказывает Михаил Петрович Соколов.— Наша кафедра работала над совместным проектом с конструкторским отделом двигателей предприятия, и один из преподавателей предложил мне подключиться к этой работе: «Посмотришь, как это в реальной жизни выглядит». Я согласился, несколько раз принимал участие в испытаниях изделия на заводе, и мне очень понравилась и работа, и атмосфера производства. Наверное, на предприятии заметили мой энтузиазм, и после разговора с руководством конструкторского отдела я стал сотрудником Туламашзавода…
Поначалу молодому
— Конечно, потребовалось некоторое время, чтобы понять всю специфику того, чем мне предстояло заниматься,— говорит Михаил.— Но адаптационный период прошел быстро — помогли коллеги, к которым в любой момент можно было обратиться с вопросом или за советом. В поддержке не отказывал никто, и такое наставничество для новичков на первых порах просто бесценно…
При этом надо сказать, что Соколова не пытались «задвинуть на подсобные работы». Молодого специалиста сразу в полном объеме подключили к обширной, многогранной и многоуровневой конструкторской работе. И результат не заставил себя долго ждать — уже через год Михаил Петрович стал лауреатом заводской премии в номинации «Молодые руководители, мастера, специалисты и рабочие».
— Наша работа тесно связана с сопровождением серийного производства двигателей,— объясняет Михаил Соколов.— Мы постоянно участвуем в разных работах по совершенствованию качества выпускаемой продукции, занимаемся разработкой узлов, деталей или принципиально новых изделий. Это очень увлекает и гарантирует множество задач, которые не дают останавливаться в профессиональном развитии, заставляют всё время совершенствоваться, учиться новому. Мне всё интересно, а когда интересно, то и работается легко…
Молодой
— Мы просто обязаны были найти тех, кто сможет восстановить заброшенные направления и развить их,— отмечает Михаил Петрович.— И это было столь же сложно, сколь и увлекательно. Найти партнера, способного не просто
Порадовал результат и авторитетную комиссию конкурса «Инженер года — 2023». Соколов не случайно вышел на профессиональные состязания именно с этой работой — ему было важно увидеть реакцию профессионального сообщества, понять, насколько приобретенный им опыт полезен в целом для отрасли. Сделанное Михаилом Петровичем оценили очень высоко, признав всё ещё молодого специалиста «Инженером года» в одной из номинаций.
— Для меня это серьезное достижение,— отмечает лауреат.— Одновременно повод для гордости и стимул двигаться дальше. Туламашзавод сегодня — единственное предприятие в регионе, обладающее всеми ресурсами для развития сферы машиностроения, потенциал которой очень велик. Мне нравится, что на заводе поддерживают молодежь и не отмахиваются от новых идей. Это и привлекает, и помогает не утратить интерес к выбранному делу.
Михаил Соколов уверен, что интерес к профессии для разработчика — главное. И важно сохранять его на всех этапах работы над проектом или изделием — от чертежа до серии.
— Тот запал, который возникает в начале, нужно сохранить на всех этапах, пронести до конца. Тогда результат твоего труда обязательно будет удачным,— подчеркивает Михаил Петрович.
Редкий специалист
Владимир Иванович Барахов — специалист из категории увлеченных. Это всегда чувствуется по тому, как собеседник с любого вопроса переключается на занимающую его ум тему и как свободно и понятно может разъяснить даже дилетанту сложные технические нюансы.
А тематика его работы нерядовая и для Туламашзавода, можно сказать, уникальная — Владимир Иванович исследует возможности применения рентгеновской вычислительной томографии для повышения качества и надежности функционирования его изделий.
— Томографией я начал заниматься, ещё когда работал в Центральном научно- исследовательском институте машиностроения в подмосковье, куда был направлен по распределению после окончания Тульского политехнического института,— рассказывает он.— То есть в этой теме я довольно давно, с конца восьмидесятых годов…
Вообще томография как метод неразрушающего контроля зародился в
Первые томографы в мире и в Советском Союзе в том числе были медицинскими. Они довольно быстро нашли применение в промышленности.
— Сначала все работали только на медицинском оборудовании, и я на нём тоже начинал,— рассказывает В. И. Барахов.— В ЦНИИСМ работал с композиционными материалами, а у них плотность невысокая, и даже медицинский томограф с маломощными рентгеновскими трубками позволил исследовать внутреннюю структуру композитных изделий. Особенность томографии в том, что она позволяет, не нарушая целостности исследуемого объекта, как бы заглянуть внутрь него, увидеть структуру материала, плотностную картину, дефекты. И таким образом оценить работоспособность изделия. Это особенно важно для изделий, которые при эксплуатации подвергаются серьезным нагрузкам — воздействию высокой температуры, давления, эрозии, циклическим нагрузкам и т. п.
В 1989 году Владимир Иванович защитил кандидатскую диссертацию по тематике исследования композиционных материалов с применением рентгеновской томографии. Впрочем, к тому времени уже появились и мощные промышленные томографы, позволяющие работать со сталями и сплавами, так что возможности использования метода значительно расширились. А рентгеновские компьютерные томографы стали признанным инструментом отработки технологии и повышения надежности промышленных изделий многих отраслей.
Вот почему, когда в середине девяностых линия судьбы В. И. Барахова вновь пересеклась с Тулой и он пришел работать на Туламашзавод, его знания и опыт оказались здесь востребованы.
— На предприятии этой тематикой до меня никто не занимался,— говорит наш собеседник.— Дело в том, что промышленный томограф — очень дорогостоящее оборудование, которое есть далеко не на каждом предприятии. У нас на заводе его нет. Однако руководство мои предложения поддержало, и мы сотрудничаем с предприятием в подмосковье, на базе которого проводим работы, способствуя решению различных производственных задач.
Большую пользу применение томографии принесло для совершенствования дизельных двигателей, широкую номенклатуру которых разработали и выпускают тульские машиностроители. Исследованы конструкции зарубежных аналогов, осуществлена настройка нового хонинговального станка, определены основная причина осыпания песка литьевой формы при литье заготовок цилиндров дизельных двигателей и неоднородность распределения остаточных напряжений в сечениях чугунной заготовки цилиндра и их снижение за счет искусственного старения.
— Томография позволила определить неоднородность распределения плотности элементарных ячеек сечений чугунных цилиндров и связать ее с неоднородностями распределения
Двигатель — сложное многокомпонентное изделие. Вопросы совершенствования технологий при его изготовлении становятся ключевыми, в конечном итоге определяя его работоспособность. С помощью компьютерного томографа Владимир Иванович имеет возможность исследовать параметры внутренней структуры материалов деталей изделий АК «Туламашзавод» до и после нагрузок, которые они испытывают, и на основе анализа результатов этих исследований специалисты могут вносить коррективы в производственные процессы, существенно повышая качество и надёжность продукции.
— Я уже много лет занимаюсь томографией на Туламашзаводе и по работе много всего натворил,— шутит Владимир Иванович.
И надо сказать, что его
Между прочим, при непосредственном участии Владимира Ивановича на Туламашзаводе была написана компьютерная программа, позволяющая обрабатывать большие базы данных при проведении томографических исследований изделий.
— Допустим, нам необходимо исследовать распределение плотности элементарных ячеек чугуна цилиндра дизельного двигателя. Мы отсканировали сечение детали, получили матрицу плотностей элементарных ячеек, где их более миллиона, и надо оценить неоднородность их распределения. С помощью разработанной программы мы можем задать диапазон, к примеру, малых плотностей чугуна — и на экране увидим его распределение, затем больших его плотностей и оценить неоднородное распределение плотности. Существенная неоднородность ведёт к короблению стенок цилиндра и заклиниванию двигателя.
Рассказ о работе вновь и вновь увлекает Владимира Ивановича, и слушать его, открывая новые горизонты познания, действительно интересно. В
Конечно, наград в его копилке хватает. И
— Чувствуешь значимость своей работы,— говорит он.— Понимаешь, что всё не зря, что движешься в правильном направлении.
Впрочем, большее значение для него имела бы возможность передать накопленные знания
Мама плохого не посоветует
Удачным выбором профессиональной стези
Василию совет показался разумным, и в 2015 году по направлению от Туламашзавода он благополучно поступил в ТулГУ, а в
— Завод предлагал несколько направлений получения образования. Если честно, машиностроение я выбрал наугад. Оказалось, удачно,— улыбается Василий. — Сейчас вот в аспирантуре уже учусь. Вообще я хотел бы поблагодарить людей, которые оказали большое влияние на меня как на специалиста — это доктор технических наук, профессор кафедры «Электро- и нанотехнологии» ТулГУ Владимир Мирович Волгин, генеральный директор ОАО АНПК «БЛИК», кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР Юрий Сергеевич Тимофеев и, конечно, Герой Труда РФ, кандидат экономических наук, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Евгений Анатольевич Дронов.
С улыбкой молодой инженер вспоминает и первые дни работы на предприятии. Тогда казалось, что полученные в университете знания слишком далеки от практики, а нюансов в большом и сложном производстве столько, что в них век не разобраться. Однако он и сам не заметил, как стал чувствовать себя своим в дружном коллективе, понял, в каком направлении хочет развиваться.
Сейчас Василий Сидоров занимается изготовлением оснастки для гальванического производства из пластика с помощью
Собственно, широчайшие возможности современных технологий в свое время и привлекли Василия Николаевича.
— В университете мы не изучали глубоко ни аддитивные технологии, ни
Открывшиеся перед молодым специалистом перспективы казались такими интересными, что он решил продолжить образование в аспирантуре. Благо Туламашзавод такие инициативы сотрудников только приветствует, создавая максимально благоприятные условия для совмещения работы и учебы.
В 2025 году Василий Сидоров планирует защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности «Технология и оборудование механической и
Последняя победа не удивляет — ведь именно внедрением электрофизических и электрохимических методов обработки изделий в производство Василий Николаевич и занимается в рабочее время. По его словам, использование прогрессивных достижений научной мысли позволяет сделать процесс выпуска продукции менее трудоемким, более точным и в конечном итоге самым позитивным образом влияет на качественные характеристики изделий и их себестоимость. Будущее — за инновациями, уверен он, и с ним оказались согласны эксперты, признавшие работу Василия Сидорова лучшей в одной из номинаций конкурса «Инженер года».
— Очень приятно, что мою работу отметили на таком конкурсе,— говорит