Владимир Лискин учит армию воевать
02 апреля 2021 02:31
Автор: Тамара ГОЛОВИНА, Константин ЛЕОНОВ
Фото: из семейного архива В. М. Лискина и из архива «Молодого коммунара»
В Красном зале Тульского музея оружия в экспозиции, посвященной выдающимся тулякам-оборонщикам современности, один из стендов рассказывает о талантливом учёном и разработчике ряда прогрессивных видов оружия, эффективном организаторе производства и управленце В. М. Лискине. Скупые строчки под его фотографией бегло высвечивают этапы большого пути человека, ни на йоту не отступившего от задуманного ещё в юности. Именно тогда он решил стать оружейником, достойным славы тульских мастеров. Путь к престижной в Туле профессии оказался непростым, но Владимир Лискин упорно шёл к своей цели и не просто сумел её достичь, но и состоялся в профессии во всей её полноте и многогранности.
Остров детства
Владимир Лискин родился в Туле за два с половиной месяца до начала войны, 6 апреля 1941 года и первые дни жизни провёл в крошечном доме своего деда по матери в центре старинного города. С этим домом у него связано много как светлых, так и грустных воспоминаний: именно здесь прошли его школьные и студенческие годы. Огромное трудолюбие, стремление к знаниям, занятиям спортом позволили юному Володе, несмотря на очень стеснённые условия жизни в многонаселенном маленьком доме и небольшую зарплату швеи мамы, активно помогать своим родным и учиться так, чтобы быть лучшим в школе и получать повышенную стипендию вначале в тульском горном, а затем в Механическом институте.
Золотая медаль и блестящие знания открывали Владимиру Лискину двери в любой вуз Страны Советов, но он выбрал город оружейников, поскольку ответственность за самых близких ему людей не позволяла оставить их без его помощи и действенной поддержки. К ним он относил как родственников по маме, Серафиме Петровне, так и по отцу, Михаилу Алексеевичу, погибшему под Ржевом в самом начале войны. Родные отца жили в основном в селе Спас-Конино, непосредственно в доме Михаила Алексеевича обосновались его сестра Серафима Алексеевна и её муж Андрей Петрович, сын которых умер в раннем возрасте. Всю свою нерастраченную родительскую любовь они отдавали маленькому Володе, которого нянчили вместе с его мамой с младенчества.
Именно в этом доме по настоянию мужа, уходящего на фронт, поселилась и Серафима Петровна с двухмесячным сынишкой. Родственники отца приняли его жену и ребёнка с распростертыми объятиями, вместе они смогли пережить суровое время оккупации села и окрестных деревень немцами, вместе радовались победам наших, ликовали, когда занявшая глубокую оборону Тула не дала ступить фашистам в черту города, горевали при потере близких и односельчан, праздновали Победу… А затем, не жалея живота своего, восстанавливали колхоз.
Свою тетю Серафиму Алексеевну Володя Лискин всегда тепло и с большой любовью называл крёстной. Она была церковным старостой в старинном сельском храме и крестила в нём племянника. Её мужа, Андрея Петровича, Владимир Михайлович всегда безмерно уважал за доброе участие к себе и умение работать так, как мало кто другой умел. Андрея Петровича он ласково именовал дядькой и охотно перенимал у него трудовые навыки как в работе на земле, так и по дому. Помощь маме и крёстной с дядькой для себя, когда подрос, да и вовсе стал состоявшимся в деле и одним из самых уважаемых специалистов в сфере ОПК как в городе оружейников, так и в столице, он считал делом обязательным.
Но и после их ухода из жизни Владимир Михайлович не забывает село своего детства и юности. Уже в этом веке он, его супруга Ирина Леонидовна, их сын и дочь приняли решение о самом деятельном участии в восстановлении сильно разрушенного в советское время храма Преображения Господня. Дело это оказалось непростым и очень затратным, но за два десятилетия непрерывных работ по возрождению церкви сделано так много, что сердца прихожан радуются при виде парящего над селом белого, словно невесомого храма, преображённого в соответствии с православными канонами как снаружи, так и внутри. И эту работу Владимир Михайлович, глубоко верующий человек, намерен продолжать. Его ответственность за принятие решений, взятые на себя обязательства, удивительная системность во всём ни разу не позволили ему отклониться от задуманной цели.
Так было, когда он принял твёрдое решение стать оборонщиком и, по сути дела, с боем отстаивал своё право на перевод из горного в Тульский механический институт. Отличника учебы, общественника и спортсмена ни в какую не хотели отпускать из шахтного дела, а он, поняв свою ошибку при выборе вуза, сделал всё возможное и невозможное для того, чтобы стать оружейником.
Восхождение
Служебная биография Владимира Михайловича Лискина – это сочетание, казалось бы, случайностей, каждая из которых оказалась в итоге закономерностью. Не скажешь, что его трудовая книжка очень уж пёстрая. Но каждая запись в ней – эпоха в промышленности и оборонной отрасли страны и Тульской области…
Говорят, что времена не выбирают, но они нас – да. В начале 60-х не закончилась хрущёвская оттепель внутри страны, но международная обстановка вынуждала советское правительство всё больше и больше вкладываться в оборону. Новейшие образцы вооружения и военной техники промышленность выпекала как горячие пирожки. Всё более востребованными становились не лирики, а физики.
Дебют Владимира Лискина в оборонке состоялся вместе с вузовским распределением. Ему пришлось убеждать членов комиссии направить его заниматься разработкой новых образцов оружия в Тульское Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО). Там Лискин прошёл преддипломную практику и защитил диплом. Он попал в конструкторский отдел М. С. Кнебельмана, где в то время разрабатывались противоградовая установка «Облако» и многоствольная зенитная артиллерийская установка АК-630. Государственную экзаменационную комиссию по защите дипломных проектов возглавлял известный тульский оружейник А. Г. Шипунов. Лискин защитил диплом на отлично и получил квалификацию инженера-механика по специальности «Полигонные установки».
В ЦКИБ СОО молодой специалист Владимир Лискин постигал оборонные азы инженером-конструктором в отделе по проектированию ракетных противоградовых и морских корабельных артиллерийских установок. Как о первом опыте реальной, а не «бумажной» работы он вспоминает командировку в Нижний Тагил на госиспытания установки «Облако», где Лискину довелось руководить целой бригадой специалистов из нескольких предприятий-разработчиков, отвечавших за пусковую установку, двигатель ракеты, боевую часть, парашютный отсек, взрыватели и др. Успешно испытанное «Облако» стало «первой ласточкой» из множества образцов ракетной и другой техники, воплотившихся в металле благодаря труду В. М. Лискина. Ракетные установки «Облако», а затем и «Алазань» отлично себя зарекомендовали при защите от града посевов и плантаций в Средней Азии, в странах Латинской Америки и т. д.
Затем В. М. Лискина подключили к разработке и подготовке производства на Туламашзаводе корабельной артиллерийской зенитной установки АК-630, ставшей впоследствии востребованной в ВМФ нашей страны и многих государств зарубежья. Партия и правительство страны требовали тогда ускорения разработки установки. Доработка конструкции и подготовка производства шли параллельно. А В. М. Лискин был назначен ответственным за проведение испытаний установки на Ржевском полигоне.
В. М. Лискин охарактеризовал как счастье возможность совместной работы в те годы с выдающимися оружейниками М. С. Кнебельманом, Г. Я. Ротенбергом, Н. М. Афанасьевым, В. И. Силиным, С. А. Ярцевым, Е. С. Саможенковым и многими другими.
Когда правительство СССР приняло решение о срочной разработке противотанковых ракетных комплексов (этим занялись КБ точного машиностроения А. Э. Нудельмана, КБ машиностроения С. П. Непобедимого, КБ приборостроения А. Г. Шипунова и др.), довольно быстро стало понятно, что боевая эффективность ПРК в значительной мере зависит не только от технических характеристик ракеты, но и от уровня подготовки оператора к её управлению. А значит, нужны тренировочные средства. Именно тогда начался большой отрезок жизни В. М. Лискина, посвящённый разработке и созданию тренажёров комплексов вооружения Сухопутных войск, являющихся одним из базовых элементов боевой подготовки воинов. Под руководством и при активном участии В. М. Лискина была создана материально-техническая база и организованы тренажёрное и радиотехническое направления работ в ЦКБА и на заводе «Тулаточмаш».
Эту задачу Миноборонпром поставил перед Тульским заводом точного машиностроения. Ему предстояло подготовить и обеспечить серийное производство тренажёров по разработке ЦНИИ ТОЧМАШ. В 1970 году В. М. Лискин пришёл на Тулаточмаш. Там было организовано специальное Конструкторское бюро точного машиностроения, и разработчики чулочно-носочных автоматов занялись созданием тренажёров зенитных, противотанковых, танковых, артиллерийских и других комплексов вооружения Сухопутных войск. Начальник СКБТМ Станислав Иванович Аверин предложил Владимиру Михайловичу Лискину работу в отделе главного конструктора предприятия.
К примеру, В. М. Лискин участвовал в создании полевого тренажёра 9Ф620, который претерпел множество модернизаций под создаваемые в последующие 50 лет комплексы ПЗРК «Стрела-3», «Игла», «Верба» и другие и до сих пор остаётся незаменимым при подготовке стрелков-зенитчиков. Это только один пример, Владимир Михайлович Лискин и возглавляемые им специалисты – «родители» множества тренажёров, используемых в Российской армии и армиях большого числа зарубежных государств.
Миноборонпромом в 1974 году было предписано специальное КБ точного машиностроения при Тулаточмаше вывести из состава завода и преобразовать в самостоятельное Центральное конструкторское бюро аппаратостроения. Так родилось ещё одно оборонное предприятие электронного профиля, в становлении и развитии которого одну из главных ролей выпало сыграть В. М. Лискину. Он прошёл там путь от заместителя главного конструктора до начальника и главного конструктора предприятия (1979–1988 гг.).
«Мы оказались единственной фирмой в министерстве, которая не могла, но должна была решить важнейшие вопросы радиотехнического направления для комплексов вооружения, – рассказывает Владимир Михайлович. – Только этим объясняется то внимание к моей работе и всесторонняя помощь, получаемая на всех уровнях государственной власти».
Пришлось преодолеть многое, вплоть до собственноручного участия в субботниках по ремонту обветшалого здания церкви под опытное производство, на что Лискину пообещали не дать «ни гвоздя, ни килограмма цемента»… Об этом вспоминали с юмором – уже потом, когда ЦКБА стало известным в Мин- оборонпроме и Минобороны разработчиком высокоточной, всепогодной радиотехнической головки самонаведения для оперативно-тактического комплекса «Ока-У», всепогодной радиотехнической системы наведения для ПТРК «Хризантема» и многих других непревзойдённых образцов вооружений и военной техники, предприятием с развитыми радиотехническим и тренажёрным направлениями работы, с опытным производством и современным лабораторным корпусом.
За те десять лет, что ЦКБА руководил В. М. Лискин, предприятием были созданы тренажёры с электронной системой визуализации, что полностью решило проблему создания тренажёров для комплексов вооружения Сухопутных войск и облегчило их серийное производство на Тулаточмаше. Но главным было выполнение заданных ЦК КПСС и ВПК работ радиотехнического направления, создание коллектива разработчиков и материально-технической базы для опытно-конструкторских работ и серийного производства образцов специальной военной техники.
При этом никто не отменял шефскую помощь селу с уборкой свёклы путём выдалбливания её из промёрзшей земли, вывозом картофеля и капусты, содействием в решении многих социальных вопросов подшефного хозяйства и деревни. А ещё комсомольскую и партийную работу, борьбу за трезвость и организацию демонстраций и прочее, и прочее…
А ещё ЦКБА шефствовало над учреждениями г. Тулы: школой № 45 (ныне Центр образования № 1 им. Героя России Д. Е. Горшкова) и дошкольным детским комбинатом № 2. И вообще предприятие многое сделало и делает для города оружейников. И ко всему этому Владимир Михайлович Лискин подходил со свойственными ему основательностью и обязательностью, потому что по-иному не может: касается это головки самонаведения грозного оружия или кочана капусты.
От патрона до ракеты
К концу 80-х годов прошлого века Министерство оборонной промышленности было настоящим «монстром», руководившим не только одной из крупнейших отраслей в системе «девятки» (9 министерств ВПК страны), но и сложной многономенклатурной и разнопрофильной промышленностью. В сферу деятельности министерства входило создание множества изделий для обороны страны – от патрона до стратегической межконтинентальной ракеты.
В 1989 году В. М. Лискин, защитивший докторскую диссертацию, был назначен на весьма важную в системе Миноборонпрома должность начальника Главного управления опытных работ министерства. Это был крутой поворот в его трудовой биографии: совсем иной масштаб и уровень ответственности. Наряду с труднейшей работой по созданию новых образцов вооружений приходилось выполнять поставленную государством задачу по «конверсии». Правительство пошло по пути сокращения гособоронзаказа на вооружение и военную технику при одновременной загрузке научных, конструкторских и производственных предприятий НИОКР и серийным производством гражданской продукции. В зоне ответственности В. М. Лискина были НИОКР по вооружению и гражданской технике, сопровождение этих планов и обеспечение их выполнения.
В. М. Лискин вспоминает: «Встречаясь с руководителями и главными конструкторами научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, я старался быть открытым для дискуссии и честным. Стремился встать на их место, чтобы понять ту меру ответственности, которая на них возложена за разработку новейшего, так необходимого стране вооружения».
В оборонке, а тем более на таком уровне, где работал В. М. Лискин, приходилось решать стратегические вопросы, чтобы и «конверсия» шла, и не пострадала обороноспособность страны. И это удалось: именно в то время было заложено производство вооружения, которое и сегодня является лучшим в мире: комплексов «Тополь-М» и «Искандер-М», ЗРПК «Панцирь»…
В конце 1989 года министр Б. М. Белоусов предложил В. М. Лискину возглавить 5-е Главное управление Миноборонпрома, занимавшееся разработкой и серийным производством вооружения для всех родов и видов Вооруженных сил СССР. А ещё на 5-е ГУ приходилось 25% объёма работ по гражданской тематике всего министерства… Приходилось одновременно заниматься и производством, к примеру, артиллерийского управляемого снаряда, и легковых автомобилей в Ижевске.
В результате ликвидации в 1991 году Мин- оборонпрома его работники остались бы не у дел, если бы не богатейший опыт этих людей по руководству предприятиями и целыми отраслями. На базе 5-го ГУ бывшего Миноборонпрома был создан Научно-производственный концерн точного машиностроения «Витязь», 1-м вице-президентом которого стал В. М. Лискин. Плановая экономика ушла в небытие, и приходилось на ходу осваивать новые формы хозяйствования. Владимир Михайлович решал стратегические и текущие вопросы Тулаточмаша и ЦКБА, входя в Советы директоров этих предприятий, в московских коридорах власти – в правительстве, в Минпромторге, Росвооружении, Министерстве обороны и т. п. Затем было почти создано ТПФГ «Точность», которому свои научно-производственные активы по разработке и производству вооружения и военной техники готовы были передать КБП, ЦКБА, Тулаточмаш и другие предприятия. «Почти» – потому что в последний момент идею организации оборонных предприятий, которые работали бы, не прося денег из бюджета, в чиновничьем аппарате похоронили…
Опыт В. М. Лискина как производственника и управленца бесценен – это хорошо понимают все. Он – председатель Совета директоров АО «Тулаточмаш» и АО «АК «Туламашзавод». С 2006 года Владимир Михайлович является руководителем основанного им АО «Тренажёрные системы», главное направление деятельности которого – разработка и производство учебно-тренировочных средств для комплексов вооружения и подразделений сухопутных войск Вооруженных сил России и зарубежных государств. Под руководством и при непосредственном участии В. М. Лискина были разработаны и производились тренажёры оперативно-тактических ракет «Точка» и «Ока»; противотанковых комплексов «Малютка», «Фаланга», «Конкурс», «Штурм» и «Хризантема»; танкового управляемого вооружения «Кобра», «Бастион», «Шексна» и «Инвар»; экипажей танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-90, БМПТ, БМП-2, БМП-3, БТР-80 и БТР-82; зенитных ракетных комплексов «Игла», «Стрела-1», «Стрела-10», «Тунгуска» и «Кортик». Разработана бортовая аппаратура управления ракетными снарядами для танковых пушек, телевизионные головки самонаведения для управляемых снарядов и авиа- бомб, электронный планшет для оповещения операторов ПЗРК «Игла», бортовая и наземная аппаратура радиолокационного канала управления ПТРК «Хризантема». Неоценим также вклад В. М. Лискина в организацию серийного производства составных частей зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С».
В. М. Лискин – академик Международной академии информационных процессов и технологий, автор более 80 изобретений и двух монографий, имеет учёную степень доктора технических наук и учёное звание профессора.
Вклад В. М. Лискина в повышение обороноспособности страны высоко оценён государством. Он – лауреат Государственной премии СССР, дважды лауреат премии им. С. И. Мосина. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Почёта, более чем двадцатью медалями и знаками отличия Российской Федерации, Монголии и Республики Таджикистан. Имеет почетное звание «Заслуженный машиностроитель России».
Как сформировался характер человека, столь много сделавшего для страны в сложнейшей сфере разработки и производства вооружений и военной техники? Владимир Михайлович говорит: «В каждой книге о выдающихся государственных деятелях, вое- начальниках, конструкторах, руководителях предприятий меня больше всего интересовали не только их достижения, а главным образом поиск ответа на вопрос: почему и как они стали способны на великие дела, в чём секрет побед их духа, мысли, воли? Мне хотелось, следуя примеру героев книг, быть целеустремленным, ответственным за выполнение каждого порученного дела и за близких и дорогих сердцу людей, а также тех, кто уважаем мною или нуждается в моей поддержке. Считаю, что способность воспитать в себе такие качества позволила мне достойно пройти по жизни и немало полезного сделать на благо страны»...