«В театре нельзя быть равнодушным»

Назад

02 февраля 2024 08:22

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Сегодня, 2 февраля, новый генеральный директор Тульского академического театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Олег Михайлов отмечает день рождения. Накануне корреспондент «Молодого коммунара» встретился с Олегом Станиславовичем, чтобы поздравить, пожелать удачи — и побеседовать о перспективах дальнейшего развития ТАТД.

Территория компромиссов

Олег Михайлов около 40 лет служил в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. Пришел в театр в девятнадцать — начинал художником-декоратором, художником-постановщиком, потом работал заведующим постановочной частью, заместителем директора, в последние годы — директором. В 2019-м стал директором Московского художественного академического театра им. М. Горького, а в 2022-м принял предложение возглавить Тульский областной театр юного зрителя.

Назначение Михайлова на пост генерального директора Тульского академического театра драмы состоялось в январе 2024 года.

— Большая часть вашей жизни связана с музыкальным театром, у него — своя специфика, своя организация внутренней жизни. А драматический театр — это немного другое…

— Да, специфика есть. Но театр Покровского отличался от других оперных театров. Борис Александрович воспитывал не певцов, а артистов, в спектаклях делал акцент на драматургию. У оперных дирижеров, как правило, другие приоритеты. Да, казалось бы, вечное противостояние. Но мне выпала честь работать с такими великими людьми, настоящими гениями, как Борис Александрович Покровский и Геннадий Николаевич Рождественский. И это было не противостояние, а совместное творчество. Мне очень жаль, что сегодня имя Рождественского — на мой взгляд, лучшего режиссера современности — почти забыто.

— Портрет Покровского вы повесили на стену своего кабинета в Тульском театре драмы. Он вас вдохновляет?

— Скорее дисциплинирует…

— Творческие личности редко бывают удобными людьми. На основе каких принципов директор театра должен выстраивать коммуникацию с режиссерами, артистами?

— Театр — это территория компромиссов. Если назревает конфликт, в одних случаях надо подождать, поставить на паузу, в других проявить строгость. Кнут и пряник никто не отменял, но лучше пряник.

Ломать творческого человека нельзя, необходимо искать возможность как-то договориться. При этом я так воспитан, что позиция режиссера, который ставит спектакль, для меня главное, мы обязаны сделать всё, чтобы ему было комфортно работать. Любой спектакль — это ребенок, и он должен рождаться в любви, тогда у него будет долгая счастливая жизнь. Не помню ни одного случая, когда у спектакля, рожденного в скандале, была долгая жизнь.

Как воспитать звезду

— Тульский театр драмы пережил множество трагедий, последняя — внезапная смерть Дмитрия Краснова. Сейчас театр живет без художественного руководителя…

— Мы привыкли к тому, что он должен быть, но ставить задачу, чтобы срочно найти худрука и закрыть эту позицию, на мой взгляд, неправильно. Отсутствие художественного руководителя дает возможность работы с разными режиссерами, и если случится «химия» между одним из них и труппой, если он захочет взять на себя творческое руководство и артисты тоже этого захотят — тогда да.

Тульский театр действительно пережил тяжелую травму, поэтому надо относиться к нему бережно. Мы никуда не спешим, немного подождем, будем стараться слушать артистов. Тут важно, чтобы они сами хотели думать, работать, предлагать, спорить, при этом реально смотреть на вещи — государственный театр никто не может освободить от государственных заданий.

— О репертуаре. Кассу обычно делают легкие непритязательные комедии, на классические названия зритель идет с меньшей охотой. Как сохранять разумный баланс между спросом и предложением?

— Мы не должны идти на поводу у зрителя, который, как известно, голосует ногами и кошельками, но учитывать его потребности необходимо. Публику надо постоянно удивлять. Прежде всего — предлагать ей качественный творческий продукт. Хорошо ставить хорошие пьесы, и комедии в том числе. Театр обязан сохранять просветительскую и воспитательную функции. Да, мы должны зарабатывать деньги, но зарабатывать их правильно.

И классику можно и нужно ставить так, чтобы она пользовалась огромным успехом у публики. Один из примеров — спектакль Егора Перегудова «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева во МХАТе: постоянные аншлаги, люди не могли купить билеты…

— Но в столичных театрах люди часто идут на звезд — модных режиссеров, известных актеров, артистов, получивших широкую популярность благодаря сериалам. В Туле это невозможно…

— Любой театр может и должен воспитывать своих звезд. Когда я начинал работать в ТЮЗе, сказал сразу: «Ребята, выбирайте людей, будем делать звезду и заниматься ее продвижением». Создавать имидж артиста надо обязательно — с помощью телевидения, радио, рекламы. Мы планируем в театре драмы организовать отдел развития и продвижения, способный работать активно, даже агрессивно…

Секрет успеха

— К вопросу о приглашенных режиссерах: готовы ли талантливые люди, живущие и работающие в Москве или Санкт-Петербурге, ставить спектакли в Туле?

— В столицах переизбыток творческих кадров, и людей, которые хотят работать, много. А у Тулы огромный потенциал с точки зрения локации. Другое дело — кого именно приглашать.

Перспективная практика: хороший, уже выстроенный спектакль режиссер привозит в другой театр и ставит его с местной труппой. Не знаю, как здесь, но в ТЮЗе это сработало. Мы много интересных спектаклей таким образом могли бы привезти, но они не проходят по техническому райдеру — сейчас театр в очень плохом техническом состоянии.

Надеюсь, удастся провести реконструкцию — и не только Тульской драмы, но и Новомосковского филиала, и ТЮЗа. Театр должен стать комфортным, модным местом. Чтобы человек смог прийти, выпить хороший кофе, посидеть, что-то обсудить.

Но главное — спектакли. Если будут хорошие постановки, то всё будет хорошо. И тогда не тульские театралы будут ездить в Москву, а москвичи стоять в очереди, чтобы попасть на наши премьеры.

— Вы намерены как-то менять репертуарную политику?

— Пока я не готов к ее обсуждению. Но хотелось бы, чтобы в репертуаре появились Чехов, Горький, современные авторы — например, Водолазкин.

— А вы всегда можете объяснить, почему в одних случаях спектакль сильного режиссера с сильными артистами имеет успех, а в других — нет?

— Успех случается тогда, когда в работе появляется синергия между материалом, режиссером, артистами и обязательно зрителем. И, как ни странно это звучит,— сценой. Бывает, спектакль переносят на другую сцену, атмосфера исчезает — и всё, нет театрального чуда.

Театр — это такое искусство. В нем всё происходит здесь и сейчас, постоянная взаимная отдача: сцена — зал. Ни один спектакль не похож на другой.

— Вы из театральной семьи?

— Нет. Мама — педагог, много занималась особенными детьми. Отец — инженер, но они с мамой развелись, когда мне был год и четыре месяца. Бабушка по маминой линии была учительницей литературы, дедушка — военным, прошел три войны — Халхин-Гол, Финскую и Великую Отечественную. А папа, кстати, из Тулы, и дедушка здесь жил — работал главным инженером на молокозаводе.

Тула мне очень нравится. Нравится, что люди хотят работать, выпускать премьеры, что у них нет равнодушия к своей профессии.

В театре нельзя быть равнодушным. Когда артист на сцене неискренен, когда в его глазах ипотека, а не роль,— зритель это обязательно увидит…

михайлов-театр.jpg

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных