Понедельник 17 июня
Связаться с редакцией

Тула в музейном отражении

Назад

25 мая 2024 10:32

 0

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА

Фото: с сайта Тульского музейного объединения

18 мая, в Международный день музеев, в выставочном пространстве Фонда искусств открылась масштабная выставка, на которой представлено около 300 экспонатов из 12 ведущих федеральных музеев России. 

«Кузница» и «Ландшафт»

Выставка «Тула. Шедевры. Музеи России» — действительно уникальный проект. В экспозиции представлены раритеты из фондов и постоянных экспозиций Государственного исторического музея, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Политехнического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Российского национального музея музыки, Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея Л. Н. Толстого, а также Тульского музейного объединения и Императорского Тульского оружейного завода. На одной выставочной площадке экспонаты из музеев разной направленности и специализации объединила Тула. Всё, что демонстрируется в экспозиционных залах Фонда искусств, так или иначе связано с тульским краем, его историей и культурой. Это своего рода музейный образ нашего региона, сложный, объемный — и приобретающий особый масштаб благодаря шедеврам из фондов лучших музеев России.

тула-фонд.jpg

Организаторы выставки утверждают, что для нашей страны такой проект — первый. Он был инициирован Алексеем Дюминым, несколько дней назад покинувшим пост губернатора Тульской области и назначенным помощником Президента России. Главный художник выставки Андрей Рейнер в одном из своих интервью отметил, что идея выставки — собрать шедевры ведущих музеев в одном выставочном пространстве — мощная идея, но «реализовать ее без весомой поддержки губернатора было бы сложно».

Андрей Рейнер — один из самых известных музейных дизайнеров России. Он — автор множества ярких и талантливых экспозиций и выставочных проектов, в том числе тульских: главной выставки к 500-летию Тульского кремля и Большой Засечной черты, а также художественной концепции музейного комплекса «Куликово поле», за которую был удостоен премии Правительства РФ.

Вместе с коллегами Андрей Рейнер тщательно изучил перечень экспонатов, в который вошли полотна художников — уроженцев Тульской губернии, портреты знаменитых туляков, архивные материалы, связанные с этапными историческими событиями в регионе, предметы декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов, и предложил разделить экспозицию на два раздела. Первый условно назван «Кузница» (уголь, огонь, металл) — это портрет Тулы как «мастерской» и промышленного центра России. Второй — «Ландшафт» (природа, небо, вода) — посвящен богатейшей культурной жизни нашего региона.

«Кузница», оформленная в черном, красном и желтом цветах, разместилась на втором этаже Фонда искусств. «Ландшафт» — в бирюзовом, зеленом и коричневом — на третьем.

Голограмма Петра I

В витринах «Кузницы» представлены лучшие образцы декоративно-прикладного искусства и тульских промыслов. Великолепные, изысканно украшенные стальные коробочки, швейки, копилки с декором, имитирующим драгоценные металлы и алмазы, — фирменный стиль тульских златокузнецов. Известно, что их работы ценились представителями императорской семьи — ежегодно в Царском Селе устраивались ярмарки, на которых сама Екатерина II с удовольствием приобретала изящные вещицы, сделанные тульскими мастерами.

Тула выставка8.jpg

Конечно, в экспозиции есть тульские самовары, а также чугунные печные дверцы, коллекция ключей для самоварных кранов, съемы для свечей, утюги, чайники, весы и мерные гири — всё это доставлено из фондов Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства и Политехнического музея.

Политехнический музей также показывает коллекцию бытовой техники XX века, которую выпускали в нашем городе. Здесь можно увидеть огромный радиоприемник 1934 года, швейную машинку «Тула» 1957-го, сделанную на Тульском оружейном заводе, и стиральную машинку середины 1980-х годов — с большой черной кнопкой, запускающей механизм, тумблерами «вкл.» и «выкл.» и конструкцией для отжима белья. По тем временам — авангард технической мысли.

Впечатляющие предметы, датированные XVIII веком, для участия в проекте предоставил Государственный Эрмитаж: украшенную сложнейшей гравировкой алебарду, кортик в ножнах, шкатулку из полированной стали и золоченой бронзы, охотничье кремнёвое ружье с шомполом, настольный звонок в форме круглой беседки. Всё это было сделано в Туле, в частности ружье — в мастерской легендарного оружейника Ильи Селищева (не исключено, что им самим).

Кроме того, на выставке можно увидеть несколько эксклюзивных ружей, изготовленных к памятным датам, из собрания Императорского Тульского оружейного завода.

Тула выставка2.jpg

В этом же зале демонстрируются живописные и графические работы на промышленную тему из фондов Государственного центрального музея современной истории России. Автор большей части работ — известный художник, уроженец Тулы Василий Рождественский. В 1930-е годы бывший участник одного из крупнейших авангардистских художественных объединений рубежа XIX–XX веков «Бубновый валет» уже как заправский соцреалист писал заводские цеха — в Туле и Кузнецке. Например, прокатный цех тульского завода «Серп и молот».

Такой же прокатный цех, но уже Тульского металлургического завода, изображен на картине Тамары Поспеловой. А еще здесь можно увидеть цех ТОЗа — на подробном рисунке гуашью и карандашом художника Николая Витина, сделанном в 1919 году; «всесоюзного старосту» Михаила Калинина на митинге в Туле у поезда «Октябрьская революция» на картине Петра Горюнова 1950 года и работу Кукрыниксов «После катастрофы на шахте». Напомним, что одним из участником этого творческого содружества был туляк Порфирий Крылов.

Экспозиционный блок «Кузница» завершает портрет Петра I и его же голограмма в натуральную величину. Пётр Алексеевич, точнее артист, который его играет, повелевает основать в Туле оружейный завод...

Спектакли о Левше

Поднимаемся на этаж выше — и оказываемся в мире живописи, литературы, музыки и театра.

Большой раздел посвящен Ивану Сергеевичу Тургеневу. Рядом с портретом писателя, выполненным Ильёй Репиным, — изображения членов его семьи, включая деда и бабушку. В экспозиции есть и портреты Полины Виардо, в том числе ее фотография, сделанная в Санкт-Петербурге в 1855 году. Полотно Репина предоставила Третьяковская галерея, другие, не менее ценные предметы и материалы — Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля. В том числе — серии иллюстраций знаменитых художников к «Запискам охотника» и «Вешним водам».

Структура выставки необычна, она включает тематические мини-экспозиции. Например, раздел, подготовленный с помощью Театрального музея имени А. А. Бахрушина, рассказывает о сценических интерпретациях лесковского сказа о тульском Левше разных лет. Самая ранняя — спектакль 1925 года в постановке Алексея Дикого, эскизы костюмов к нему демонстрируются на стендах и в витринах. Спектакли про Левшу ставили в разных театрах, планировалась постановка и в Московском театре кукол, но она не была осуществлена. А вот изготовленные для нее куклы остались в фондах Бахрушинского музея, и одна из них представлена на выставке.

Тула выставка1.jpg

Разумеется, в экспозиции присутствуют и программки двух тульских спектаклей — «Тульский секрет» и Тульский секрет-2″ 1974 и 1994 годов, оба поставлены Рафаилом Рахлиным.

Экспонаты Российского национального музея музыки сформировали отдельный тематический раздел. Разумеется, здесь представлено несколько образцов тульских гармоней. Под портретом нашего земляка композитора А. С. Даргомыжского разместились витрины с рукописными нотами известных песен о Туле и ноты, изданные в нашем городе в начале XX века, уникальные архивные документы, письма тульских музыкантов, адресованные Шаляпину и Ипполитову-Иванову, раритетные афиши тульских коллективов и исполнителей 40–50-х годов прошлого века.

С известными музыкантами переписывались и члены семьи Л. Н. Толстого. Свидетельства их эпистолярного общения с Гольденвейзерами представлены на выставке. Пианист, профессор Московской консерватории Борис Гольденвейзер подружился со Львом Николаевичем в 1896 году, часто играл с ним в шахматы. Портрет писателя работы И. Е. Репина предоставил Государственный музей Л. Н. Толстого.

От Кипренского до Гончаровой

Возможностью видеть в Туле картины наших великих земляков мы обязаны участию в проекте Третьяковской галереи и Русского музея. Появление на тульской земле знаковых полотен Григория Мясоедова — «Опахивание» и «Чтение положения 19 февраля 1961 года» — настоящее событие. Кроме того, в экспозицию вошло несколько картин уроженца Тульской губернии Василия Пукирева, портрет И. С. Тургенева кисти крупнейшего мастера русской жанровой живописи 1860-х годов Василия Перова, две работы великого романтика Ореста Кипренского — портреты В. А. Жуковского и лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. Это двоюродный брат легендарного поэта и партизана Дениса Давыдова Евграф Владимирович — тоже участник войн с Наполеоном с 1805 года, в том числе Отечественной войны 1812-го. В судьбоносной для Европы битве народов под Лейпцигом в 1813 году он лишился левой ноги и правой руки. Евграф Давыдов прожил всего 47 лет — после страшного ранения он переселился в свое имение в Тульской губернии, где и провел последние годы.

Тула выставка6.jpg

На выставке экспонируются прекрасные натюрморты Василия Рождественского и, что особенно приятно, картины амазонки русского авангарда Наталии Гончаровой, которая тоже родилась на тульской земле.

Часть выставки, сформированная с помощью Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, представляет иконы в окладах, выполненных тульскими мастерами, и копии фресок Успенского собора Тульского кремля. Их автор, реставратор Сергей Чураков, в 1945 году исследовал фрески, копировал их, составлял опись...

И еще об одном разделе выставки — условном, потому что его экспонаты размещены и на втором, и на третьем этажах: коллекция мини-миниатюр из собрания Политехнического музея. Она не экспонировалась около десяти лет — и вот наконец приехала в Тулу. С нашим городом связь неслучайна — среди экспонатов знаменитая подкованная блоха работы мастера Николая Сядристого. Также в экспозиции — выставка московских монументов, автомобилей, автобусов и бытовой техники (всего около 70 объектов из золота и серебра) на поперечном срезе волоса; микроскопический фотоаппарат, рядом с которым размещен женский портрет, сделанный этим же фотоаппаратом, паровоз на срезе рисового зернышка; образ Господа Вседержителя и молитва «Отче наш» на срезе макового зернышка; скрипка, собранная из 56 деталей и размещенная в ушке швейной иглы...

Выставка «Тула. Шедевры. Музеи России» продлится до 18 сентября.

Рекомендованный возраст 6+

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных