Trotz alledem
13 февраля 2024 05:14
![](/upload/iblock/fd0/j9e12st2ql1dchvorszdgyt5ya8q0cri/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA0.jpg)
Автор: Жанна ПИНЧУК
Фото: из открытых источников
— несмотря ни на что. Этот латинский афоризм стал жизненным кредо Петра Кобякова — художника, педагога, инициатора восстановления Богородицкого дворца, создателя и первого директора местной Детской художественной школы. Его убеждения были тверды, а поступки всегда соответствовали взглядам.
Потомок одной из старейших богородицких купеческих фамилий, Пётр Андреевич Кобяков часто вспоминал: «Мои предки жили здесь с основания города. Есть сведения, что Кобяковы пришли сюда из Каширы, а еще раньше — из Рязани». Например, один из его прадедов, Василий Николаевич, был в свое время бургомистром (глава органов местного, обычно городского управления) и городским головой.
Возможно, именно кровная, вековая связь с богородицкой землей и помогла скромному учителю рисования (а им Пётр Андреевич проработал с конца
То, что жемчужину богородицкой культуры, признанную Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 года памятником республиканского значения, необходимо восстановить, было очевидно чуть ли не каждому жителю города. Однако проблема долгое время оставалась нерешенной. Дело чуть было не закончилось трагедией, но «не было бы счастья»…
В середине
По воспоминаниям очевидцев, Пётр Андреевич на новость о варварском решении отреагировал моментально. На следующий же день поехал в Москву в Министерство культуры РСФСР с просьбой помочь в решении вопроса по спасению дворца. Кроме того, послал в газету «Советская культура» статью «Тревожный сигнал» о возможном уничтожении национального наследия. Материал опубликовали 5 августа 1965 года, и он сдвинул с места неповоротливую государственную машину: начался первый и самый тяжелый этап восстановления.
Пётр Андреевич принимал непосредственное участие в реконструкции: каждый день разбирал завалы вместе с добровольцами, следил за тем, чтобы стройматериалы поставлялись вовремя, в заявленном объеме и нужного качества. Переживал за каждую мелочь. Он не был профессионалом в этом деле, но интуитивно понимал: каждый сохраненный кирпич или обломок карниза должен дождаться реставрации.
В фондах Богородицкого
Только за 1967 год на разборке и очистке завалов побывало больше тысячи человек, самому младшему из которых было всего пять лет. О богородицких субботниках писала даже центральная «Литературная газета». В том же году приняли официальное решение о возрождении «графских развалин». Началось в буквальном смысле народное строительство — все жители города принимали участие в восстановлении памятника.
В «Книге восстановления» Пётр Андреевич так описывает исторический день начала работ: «1 июля 1967 года. В 9 часов утра пришло 18 рабочих. Женщины очищают две комнаты от щебня. Привезен песок и цемент, бак для воды… Заложили менее половины одного окна (временно!)». Он также отмечает несогласованность действий и резюмирует в конце: «В сущности, день работали непроизводительно».
Но уже 3 июля работы идут активнее: пришли каменщики, плотники. «Кобяков начал очищать завалы» и «Кобяков очищал завал в коридоре»,— в третьем лице пишет о себе Пётр Андреевич. 5 июля позитивная заметка: «Работают нормально». Так, с первых дней восстановления художник скрупулезно вел скупую, но очень важную хронику начала возрождения богородицкой жемчужины.
Пётр Андреевич искал и находил поддержку у интеллигенции, причем не только у богородицкой. Он активно переписывался с представителями дворянских семей: Бобринскими, Глебовыми, Голицыными. Столичный специалист Леонард Владиславович Тыдман в письме признавался: «Восхищен Вашим упорством и достигнутым успехом. Не в каждом городе есть такой гражданин, Богородицку повезло». Но за всем этим стояли трудности и сомнения, осуждения и обсуждения — всё то, что часто сопровождает человека с активной жизненной позицией. А Пётр Андреевич именно таким и был.
В середине
Дальше победили местные амбиции в хорошем смысле слова. 29 июля 1980 года Тульский областной Совет народных депутатов вынес решение «Об открытии
Еще через восемь лет по решению исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов музей в Богородицке «реорганизуется в Богородицкий
Кобяков, конечно же, писал дворец. Почти шестьдесят лет Пётр Андреевич воспевал это творение Старова в своих работах. Он запечатлел его в довоенное время, затем — лежащим в руинах, в период реставрационных работ и, наконец, восстановленным. Именно на этой теме раскрылся его талант как живописца.
Пётр Андреевич ходил во дворец как на работу: в маленькой комнатке в цоколе у него была художественная мастерская. Сотрудники музея воспринимали Кобякова как коллегу, он иногда сам водил многочасовые экскурсии по дворцу и парку. Завороженные слушатели благодарили его за подаренный праздник, за то, что своими рассказами помогал людям увидеть мир другими глазами.
Кобяков был человеком энциклопедических знаний, и остается только позавидовать тем, кому посчастливилось стать его экскурсантами. Музей обязан Петру Андреевичу не только восстановлением здания, но и обретенными связями, которые позволили быстро создать научную основу для его полноценного функционирования. Бобринские, которых также разыскал Пётр Андреевич, стали друзьями музея. Историк из
Сейчас в фондах Богородицкого
Петра Кобякова, а также личные вещи художника, любезно предоставленные самим мастером, а впоследствии и его вдовой Людмилой Сергеевной Масленниковой.
В одном из последних интервью Пётр Андреевич сказал: «Хоть и приходилось
Не для денег, не для похвал Кобяков, по собственному подсчету, за свою жизнь написал около восьмисот картин, а с рисунками и эскизами творческое наследие, созданное художником, перешагнуло далеко за тысячу. К нему абсолютно применимо ставшее сейчас едва ли не банальным выражение «красота спасет мир»: вся жизнь Петра Андреевича — пример служения красоте и ее спасения.