Воскресенье 21 апреля
Связаться с редакцией

Театр – дом Александра Попова

Назад

23 февраля 2024 14:19

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

23 февраля — 80 лет со дня рождения народного артиста России, режиссёра Александра Иосифовича Попова, возглавлявшего Тульский академический театр драмы с 1989-го по 2011 год.

Александр Попов окончил актерское отделение Белорусского государственного театрально-художественного института и режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, класс профессора Г. А. Товстоногова.

Возглавлял театры Красноярска, Вологды, Свердловска. Как режиссер-постановщик работал в театрах Минска, Орла, Краснодара, Куйбышева, Ростова-на-Дону.

С 1989 года — главный режиссер, с 1991-го — художественный руководитель ТАТД. За 21 год служения в тульской драме Александр Иосифович поставил более 60 спектаклей.

Единая команда, общее художественное пространство — есть такое понятие: «театр-дом». Александру Попову оно было очень близко, и он строил свой «театральный дом», стараясь наполнить его интересной творческой жизнью…

Заместитель генерального директора ТАТД по художественным и творческим вопросам, сестра Александра Иосифовича Елена Попова:

— Мы еще в детстве получили «театральную прививку»: отец — главный режиссер, мама — актриса. Завтраки, обеды, ужины, праздничные застолья превращались в худсоветы или производственные совещания…

И у Александра Иосифовича все дни были наполнены театральной работой: утром — репетиция, днем — чтение какой-нибудь пьесы, вечером — снова репетиция или спектакль, который он обычно слушал в трансляции, сидя в своем кабинете. Все удивлялись, как он всё «видит» на слух — после спектакля часто заходил в гримерки, говорил актерам, где они были не точны, где изменили мизансцену…

Александр по первому образованию актер, поэтому хорошо понимал и любил артистов. А еще он считал, что в театре главное — процесс, репетиция, именно там рождается взаимопонимание, происходит творческое развитие. Он работал в Туле уже более десяти лет, когда я тоже сюда переехала. Меня сразу же поразила атмосфера в театре — очень творческая, никаких конфликтов и интриг. Актеры ведь живые люди — профессия зависимая, обиды, ревность…

А здесь, в театре, конечно, возникали микроколлизии, но они разрешались сразу же, деликатно.

Александр Иосифович считал, что в тульском театре должны быть спектакли для разных зрителей — и для элитарной публики, и для тех, кто хочет отдохнуть, посмеяться, получить удовольствие. Но каким бы ни был этот спектакль, он должен оставлять надежду и свет в душе.

попов1.jpg

Выпускник актерского курса Ярославского государственного театрального института, артист ТАТД, директор Тульского областного театра кукол Юрий Богородицкий:

— Говорят, что когда артист умирает на сцене — это Божий дар. Александр Иосифович жил в театре — и умер в театре.

В последний раз я его видел в день моего 30-летия, 18 января: в кабинете Попова проходила читка пьесы «Не всё коту масленица» Островского. Кто-то сказал о моем юбилее Александру Иосифовичу, а он пошутил: мол, всего тридцать, а я с тобой как со взрослым разговариваю. 31 января он ушёл…

Для меня Александр Иосифович — Учитель, человек, который навсегда изменил мою судьбу. У меня ведь было уже образование, когда я пришел поступать на актерский факультет. Сразу на третий тур, так как узнал об экзаменах слишком поздно. Несмотря на это, Попов меня взял. Нас, студентов, он учил любить театр, свою профессию, быть ей преданным до конца. И сейчас основа труппы театра — это три поколения его учеников.

Свою первую большую роль — в спектакле «Медовый месяц Белугина» — я сыграл еще студентом в 2005 году. Ее мне доверил Александр Иосифович. Совсем недавно мне рассказали, что перед распределением ролей в этой постановке состоялся худсовет, на котором обсуждали, как работать театру после того, как из жизни ушли ведущие актеры Михаил Матвеев и Николай Казаков. Тогда Александр Иосифович сказал: «Надо делать ставку на молодежь, на студентов, иначе проиграем…» Конечно, мне было трудно — студент второго курса, что я умел? Но мы много работали — и вытянули спектакль. И потом он шел на тульской сцене рекордные 15 лет…

Светлый человек, я очень его любил и продолжаю любить.

Актер ТАТД, заслуженный артист России Андрей Сидоренко:

— Александр Иосифович в 1983 году набирал актерский курс в Свердловске, и я к нему пришел — с тех пор мы и знакомы. А потом, когда я работал в театре в Чебоксарах, мы приехали на гастроли в Тулу, и Попов предложил мне остаться.

Станиславский говорил, что научить быть актёром нельзя, а вот увидеть в человеке талант, помочь ему раскрыться и развиться — да. Мне с Александром Иосифовичем было очень комфортно работать. Я знал его требования, а он понимал, что я могу сделать на сцене. Случалось, что требовался срочный ввод в спектакль, тогда он говорил: «Ну, Сидоренко, давай», чувствовал, верил, что справлюсь. Он очень любил классическую драматургию, и я очень благодарен за роли, которые мне удалось сыграть в его спектаклях по пьесам Островского, да я все его спектакли помню и за все роли благодарен.

С ним интересно было работать, можно было спорить, мы часто это делали, особенно когда были моложе. И переубедить было можно. В одном из спектаклей репетировали сцену боя на шпагах. Я предлагал сделать ее смешной, а Александр Иосифович говорил — нет, она должна быть серьезной. Прошла премьера, спектакль был в афише уже два года, и вдруг Попов говорит: «Знаешь, а ты был прав — возвращаемся к твоей идее и делаем эту сцену комической».

Спасибо, что он был. Спасибо, что он есть — каждый день, когда прихожу в театр, мысленно здороваюсь: «Доброе утро, Александр Иосифович».

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных