Пуля, сразившая Лермонтова, не уступала пуле Тульского Токарева

Назад

25 февраля 2021 15:36

 0
Общество

Фото: yandex.ru

Еще совсем недавно люди были ну совершеннейшие дикари. Те же дворяне даже косо брошенный взгляд считали за оскорбление, которое смывалось только кровью. Неудивительно, что дуэли повсеместно запрещали, потому что они уносили жизни королевских слуг безо всякой войны, тогда как гибнуть дворянам следовало лишь в интересах короля.

Король Франции Генрих IV запретил дуэли под страхом смертной казни. А затем его примеру (хоть и не слишком удачно, если верить А. Дюма) последовали короли Людовик XIII и Людовик XIV.

Столь же сурово наказывались дуэлянты по указу короля Пруссии Фридриха II. Однако дворянство это ничуть не останавливало.

«...И по смерти за ноги повесить!»

В России созданию новой российской аристократии положил начало Петр I. И, по идее, с Запада надо было бы заимствовать все лучшее, а худшее — оставить и не трогать. Но столь благое пожелание во все времена оставалось гласом вопиющего в пустыне. То есть заимствовалось всё.

Поэтому Петру пришлось позаботиться о том, чтобы хоть как-то регламентировать дуэлирование, и в «Воинском уставе» он предусмотрел «Патент о поединках и начинании ссор».

Но в 1715 году Петр запретил дуэли. И не просто запретил, а указал, что «погибший на дуэли также подлежит посмертной казни». В его Артикуле воинском было записано:

«Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <...> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить».

«Пара смерти»

Хотя сначала главным оружием дуэлянтов было холодное — традиция еще рыцарских времен, люди вскоре сообразили, что применение пистолетов в значительной степени уравнивает возможности дуэлянтов: разница в возрасте и в их физической подготовке становилась уже не столь важна.

Да и научиться метко стрелять было проще, чем искусно фехтовать на шпагах. Дворянин, а уж тем более офицер, был просто обязан уметь метко стрелять. Неудивительно, что уже во второй половине XVIII века именно дуэли на пистолетах доминируют среди всех прочих. Причем общественное мнение, как и раньше, поддерживает дуэлянтов, а не выступает на стороне закона.

Есть нужда — есть и отклик на нее. Уже в конце XVIII века конструкция дуэльных пистолетов и их внешний облик вполне сложились. Как и прежние кавалерийские пистолеты кирасиров и рейтаров, они всегда выделывалась парными, и отличались только цифрами 1 или 2 на стволах.

Согласно дуэльному кодексу стрелять из знакомого оружия запрещалось. Даже пробовать качество спуска у полученного от секунданта пистолета и то не разрешалось. А собственное оружие можно было использовать только в самых крайних случаях — при поединке не на жизнь, а на смерть. Но это обычно всегда обговаривалось между секундантами. И противник того, кто это предлагал, должен был с этим согласиться.

Водонепроницаемый замок и шнеллер

Традицию оформлять дуэльные пистолеты так, чтобы они отличались от других, установили мастера-пистолетчики из Англии. Хотя и до них на этой ниве немало потрудились европейские оружейники. И, в частности, французские. Поскольку по правилам осечка на дуэли приравнивалась к выстрелу, они постарались усовершенствовать кремневый замок таким образом, что он осечек не давал. Поэтому именно в дуэльных пистолетах кремневые замки достигли своего максимального совершенства.

Но последнее слово сказали все же англичане. Ими был создан водонепроницаемый замок, в котором нижняя деталь огнива, одновременно служившая крышкой пороховой полки, стала прилегать к ней так плотно и так точно, что стреляться стало возможным даже в сырую погоду и в дождь. Пулю обязательно обертывали кожей и шомполом (ударами специального деревянного молотка) загоняли в ствол. Причем неважно — в гладкий или в нарезной. Просто в нарезной ствол пуля шла тяжелее.

Правила допускали использование как нарезных, так и гладкоствольных пистолетов. Лишь бы они были парными. Некоторые пистолеты оснащались шнеллером — мягким спуском. Однако дуэлянты предпочитали пистолеты без шнеллера, поскольку от волнения с ним было легче произвести случайный выстрел, который, тем не менее, засчитывался. Поэтому, по мнению знатоков дуэльного дела, грубый спуск был в данной ситуации предпочтительнее.

«Девять граммов в сердце...»

Важную роль играла и эргономика — форма рукоятки пистолета, помогавшая его удерживать и лучше контролировать ствол. Все это позволяло сделать очень меткий выстрел. Так, известно, что А.С. Пушкин с расстояния в десять шагов мог попасть пулей в карточного туза. То есть стрелял он не хуже книжных Нэтти Бампо и графа Монте-Кристо.

Обеспечивать убойную силу должен был заряд пороха и довольно весовые пули. Последние были круглыми, свинцовыми, имели диаметр 12–15 мм и вес 10–12 г. Вес пороха в зарядной каморе мог доходить до 8,8 г.

Когда в 60-х гг. XX века специальная экспертная комиссия изучала обстоятельства гибели Лермонтова, то было испытано несколько дуэльных пистолетов XIX века. Выяснилось, что по своей пробивной силе их пули лишь немногим уступают пуле пистолета ТТ. А ведь известно, что она могла на расстоянии 25 м насквозь пробить восемь сосновых досок.

При таком совершенстве дуэльных пистолетов и том небольшом расстоянии, с которого было принято стрелять в России, можно только удивляться тому, почему дуэли всякий раз не заканчивались гибелью одного из участников.

Единственное возможное объяснение — особенность стрельбы из кремневого пистолета.

Сразу после нажатия на спусковой крючок, курок ударял по огниву, происходила вспышка пороха на полке, а затем проходило какое-то время (пусть и очень короткое), прежде чем воспламенялся порох в стволе и происходил уже сам выстрел. Все это время пистолет в нужном направлении держать было очень сложно: при вспышке на полке рука невольно дергалась, а облако дыма с нее обычно заслоняло цель.

Знаменитые мастера, изготовлявшие дуэльное оружие, существовали в каждой стране. Англичанин Джозеф Ментон и семья Мортимеров производила прекрасные дуэльные пары в Англии. В Германии был известен род Кюхенрайторов из Регенсбурга, который почти два века совершенствовался в искусстве изготовлении пистолетов. Ну, а Франция была известна пистолетами работы Николя Бутэ и, разумеется, Анри Ле Пажа.

Сказать «лепаж» было все равно, что сказать — «дуэльный пистолет». Так о нем и Пушкин пишет в романе «Евгений Онегин»:

Примчались. Он слуге велит

Лепажа стволы роковые

Нести за ним, а лошадям

Отъехать в поле к двум дубкам.

Интересно, что как-то раз Ле Паж сделал дуэльную пару с колесцовыми замками. Что это было? Каприз мэтра или заказ? Или ему захотелось посоревноваться с мастерами прошлого? Кто знает...

Кстати, семейное предприятие Ле Пажей было создано еще в 1743 году. Вплоть до 1822 года оно поставляло свое оружие сначала королевскому, а затем и императорскому двору Франции. Постоянными клиентами дома Ле Пажей были особы из высшего света, а также многие иностранные государи и весьма знатные зарубежные персоны. Ле Пажи славились не только качеством своих изделий, и особенно дуэльных пистолетов, но также их прекрасной отделкой. Они были покрыты изящной таушировкой, инкрустацией, резьбой и гравировкой, а тонкий вкус превращал самое банальное изделие в произведение искусства.

Кстати, интересно отметить, что официальное положение о дуэлях появилось довольно поздно. 150 лет люди пользовались либо изустно передававшимися правилами, либо переписанными в тетрадки от руки. Причем в каждой стране они были свои. И так было до 1836 года, пока парижский «Жокей-клуб» не решил заняться их доработкой. Участие в разработке, так сказать, официального дуэльного кодекса приняли 76 весьма выдающихся личностей Франции. После чего он был ими подписан и опубликован в печати.

надо сказать, на Западе дуэль во многом была формальным ритуалом, а русское дворянство, как и во Франции времен Ришелье, относилось к такого рода поединкам серьезно. В России это было, по сути, узаконенное убийство, поскольку минимальной дистанцией у нас считались три шага, а расстояние в шесть или восемь шагов были практически нормой. В Европе же стрелялись как минимум с 15 шагов. А обычно дистанцию устанавливали в 25–30 шагов.

Правда, уже с середины XIX века в Европе, да и в России нравы смягчились. А вместе с ними понемногу также смягчались и дуэльные правила. Хотя в России в офицерской среде дуэли имели место и вполне легально происходили вплоть до начала XX века — вспомните, например, «Поединок» А. Куприна. Но тогда уже стрелялись из штатных наганов. А дуэльные пистолеты понемногу перекочевали в музеи.

Материал издания «Военное обозрение»

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных