Воскресенье 26 января
Связаться с редакцией

Дом, хранящий дух времени

Назад

03 ноября 2024 23:31

 0

Автор: Любовь Маринкина

Фото: Молодой коммунар, открытые источники

Архитектурные памятники России — это яркие свидетельства величия страны. В Туле их немало. Каждый хранит в себе частичку прошлого и отражает дух своего времени.

Трехэтажное величественное здание в стиле высокого классицизма, увенчанное одним небольшим куполом с крестом, несомненно, относится к достопримечательностям Центрального района города оружейников. В нём находились учебные и другие семинарские помещения до закрытия — сразу после революции, в начале 1918 года. Храм располагался сначала на третьем, а потом на втором этаже исторического здания семинарии.

Об истории замечательного здания, о людях, преподававших и учившихся в нем, рассказывает протоиерей Игорь АГАПОВ, кандидат богословия, первый проректор Тульской Духовной семинарии.

Начало

Здание Духовной семинарии на улице Староникитской заложили в 1819 году, завершили строительство в 1821-м. А открыта семинария в Туле в 1799 году — сразу вслед за учреждением Тульской епархии.

Ее перевели из Коломны со всем имуществом. Незадолго до этого, в 1797 году, из стен Коломенской семинарии вышел величайший светильник Русской Православной Церкви XIX века святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

По прибытии первого епископа Тульского преосвященного Мефодия имущество духовного учебного заведения первоначально расположилось в скромном деревянном домике на Павшинской улице. До 1801 года ожидалось окончание строительства каменного корпуса губернаторского дома, который был отдан гражданским начальством в ведение епархии. Занятия, теперь уже в Тульской семинарии, начались в 1801 году.

Потом по ходатайству архимандрита Галактиона (Пономарёва), первого ректора Тульской Духовной семинарии, духовную школу перевели в каменные строения на Посольской улице, где она размещалась до 1821 года.

Тульская семинария была духовным центром Тулы и Тульской губернии. Уже к 1850 году она выпустила 3000 воспитанников. Здесь работали выдающиеся деятели в разных сферах общественной, духовной и научной жизни.

В 1812 году 31 воспитанник Тульской Духовной семинарии принимал участие в Отечественной войне. Петровская богадельня находилась под попечительством семинарии, её воспитанники ухаживали за больными и престарелыми людьми.

В 1822 году для семинарии было построено новое трёхэтажное здание на Староникитской улице. В нем был устроен храм. Первоначально — в честь Живоначальной Троицы, который впоследствии при переустройстве был освящён в честь Софии Премудрости Божией.

летопись (1).jpg

Выдающиеся воспитанники

Тульская семинария воспитала известных людей своего времени. Это митрополит Исидор, экзарх Грузии; ректор Петербургской семинарии, духовник Их Императорских Величеств протоиерей Василий Баженов; митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский); преосвященный Александр (Богданов), епископ

Тамбовский и Шацкий; магистр богословия, епископ Калужский и Боровский Александр (Головин); высокопреосвященный Алексий (Бельковский), архиепископ Велико-Устюжский и Усть-Вымский, викарий Вологодской епархии.

Яркую страницу в историю духовного образования и церковной науки вписал митрополит Евлогий (Георгиевский). Труды лучших профессоров Свято-Сергиевского Богословского института, основанного митрополитом Евлогием в 1925 году в Париже, протоиереев Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Василия Зеньковского составили значительную часть отечественного богословского наследия. Трудно переоценить значение института в деле ознакомления западного инославного мира с сокровищами православной духовности в развитии и упрочении межцерковных контактов.

Выпускником Тульской семинарии был выдающийся богослов и талантливейший человек своего времени священномученик Иларион, архиепископ Верейский, профессор Императорской Московской Духовной Академии. Вся его жизнь — сплошное горение любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки.

С Тульской Духовной семинарией связаны имена наших замечательных земляков — деятелей отечественной культуры. Здесь с 1826-го по 1830 год учился автор многочисленных работ по истории родного края, фольклорист, этнограф, палеограф Иван Петрович Сахаров. В 1830 году в журнале «Галатея» впервые увидел свет очерк И. П. Сахарова о тульской старине. В последующий период были опубликованы его работы:

«Достопамятности Венева монастыря», «История общественного образования в Тульской губернии», «Письмо к издателю «Московского телеграфа», «Писатели Тульской губернии» и другие труды по истории родного края. Среди воспитанников семинарии был и Михаил Матвеевич Руднев — известный деятель отечественной медицины, один из основоположников онкологии. В 1867 году М. М. Руднев был избран профессором кафедры патологической анатомии. Учёным написано 44 научных труда.

летопись-Троицкий1.jpg

Выпускником Тульской Духовной семинарии и её преподавателем был историк и краевед Николай Иванович Троицкий, основатель первого тульского музея — «Палаты древностей». Он был не только известным собирателем, им опубликовано большое количество работ по вопросам гражданской и церковной истории родного края, археологии.

Неоценим вклад в отечественную литературу выпускника Тульской Духовной семинарии Н. В. Успенского.

Накануне роковых перемен

Бунтарские волнения не обошли стороной и Тульскую семинарию в начале XX века. С назначением ректором Тульской семинарии архимандрита Алексия (Симанского) этот сложный этап в жизни духовной школы был завершён без какого-либо материального или морального ущерба. Будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси был ректором Тульской Духовной семинарии с 16 ноября 1906-го по 22 декабря 1911 года. Главным его помощником и единомышленником в эти годы стал инспектор семинарии Пётр Иванович Павлушков. В день прощания с ректором, архимандритом Алексием, П. И. Павлушков сказал: «Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть лёгким… Пять лет несли Вы его среди нас для здешнего Тульского края, в условиях поначалу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарии Вы вступили в ту пору, когда духовная школа наша повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей, потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твёрдо, но и мирно настроенного руководителя… С полным и открытым доверием отнеслись Вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам… Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодёжью уже нашло себе оценку и отклик…»

Катастрофа

30 сентября 1917 года архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Пётр Иванович Павлушков. Революционные события 1917 года стали катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам был нанесён удар уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

«Преподавание религиозных вероучений, — говорилось в этом документе, — во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается… Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу». (Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. В 9 кн. М., 1997. Кн. 9. С. 614. )

Здания духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года.

Все её здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична. В 1919 году от голода, холода и лишений умер П. И. Малицкий, кандидат богословия, прекрасный педагог, историк-краевед, автор ряда учебников и книг по истории края, в числе которых фундаментальный труд «Приходы и церкви Тульской епархии». В 1920 году не стало преподавателя семинарии, известнейшего тульского историка-краеведа, археолога, основателя первого в России музея по истории Православия — «Палаты древностей» и автора многих академических работ по истории и краеведению Н. И. Троицкого. Такая судьба постигла многих.

Последний ректор Тульской семинарии П. И. Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из тульских школ, а 2 февраля 1921 года священномучеником Иувеналием, епископом Тульским, был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма Двенадцати святых апостолов. Протоиерей Пётр Павлушков был непримиримым, бескомпромиссным борцом с обновленчеством. 9 сентября 1937 года он был арестован, а 23 ноября расстрелян в Тесницком лесу. 16 сентября 2001 года во Всехсвятском кафедральном соборе за Божественной литургией, которую совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, состоялось прославление протоиерея Петра Павлушкова в лике святых новомучеников Российских.

Советское время

После закрытия в 1918 году семинарии все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава.

В здании семинарии с 1923-го по 1941 год размещались полки 84-й стрелковой дивизии имени Тульского пролетариата, с 1944-го по 1960-й — Тульское Суворовское военное училище, потом — школа-интернат.

Одним из первых вопросов, поставленных высокопреосвященным Серапионом сразу после назначения его на Тульскую кафедру в 1989 году, был вопрос о возрождении духовного образования в епархии. Тогда же впервые перед администрацией области был поставлен вопрос о возвращении здания бывшей Тульской Духовной семинарии в ведение епархии.

Возрождение духовного образования в Тульской епархии началось в 1995 году, когда трудами ныне почившего митрополита Серапиона, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были открыты Пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения. 7 марта 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Пастырские курсы были преобразованы в Тульское Духовное училище с трёхгодичным обучением, которое разместилось в тесном одноэтажном здании на территории Всехсвятского кафедрального собора.

ХХI век

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось особым событием в жизни Тульской епархии. 14–16 сентября 2001 года состоялся визит в Тульскую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, во время которого администрация области и города передала в дар Тульской епархии комплекс зданий Тульской семинарии. Святейший Патриарх посетил переданное здание, благословив в нём начало учебного года.

В особой торжественной обстановке совершилась передача здания, это обстоятельство вдохновило администрацию, преподавателей и учащихся к новым условиям созидательной деятельности на ниве духовного образования.

6 октября 2001 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и священного Синода Русской Православной Церкви Тульскому Духовному училищу присвоен статус Духовной семинарии, что с одной стороны подтверждает основательность уже созданной базы духовного образования, а с другой — открывает широкие перспективы его развития и совершенствования.

* * *

P. S. В эти осенние дни город славных оружейников, город-герой вспоминает события осени 1941 года. Тогда над его древними улицами, деревянными домами с резными наличниками и палисадниками проплывали такие же низкие облака, а после известия, что немцы захватили Орёл, Тула была переведена на военное положение, в городе созданы рабочие истребительные отряды, командовали которыми шахтёр Г. А. Агеев и капитан А. П. Горшков. Жители города опоясали Тулу лентами окопов, внутри города выкопали противотанковые рвы, установили надолбы и ежи, построили баррикады и опорные пункты. Одновременно велась активная работа по эвакуации оборонных заводов.

30 октября 1941 года передовые части 2-й танковой армии Гудериана, фашистского генерала, не знавшего до этого неудач и поражений, а также одного из разработчиков тактики «блицкриг», совершили попытку с ходу захватить Тулу.

43 дня Тула находилась в окружении. Но фашистов в город не пустили.

На пороге стоял враг, а доблестные защитники отражали его попытки взять наш город. Это были дни, когда школы пере-

оборудовали в госпитали, а трамваи возили не обычных пассажиров, а раненых, то есть были санитарными.

Госпиталь был размещен и в здании семинарии. Захоронение на территории семинарии по сей день напоминает о том великом противостоянии не на жизнь, а на смерть.

летопись (7).jpg

Событиям Великой Отечественной войны в городе‑герое Туле посвящено несколько памятных мемориалов. Но и это скромное захоронение не забыто и не заброшено.

— Вместе с администрацией города мы поддерживаем порядок, совершаем заупокойные литии в особые дни поминовения,— говорит отец Игорь. — В День Победы здесь возлагают венок и цветы, детсадовцев приводят воспитатели, рассказывая о подвигах защитников Тулы. И мы видим, что духовные законы жизни не переменились и их нужно постигать.

Знаете, какой была первая находка, которую мы сделали, приступив к реконструкции? Сложенный вчетверо пожелтевший тетрадный листок, а на нем — 90-й псалом. Видно, кто-то из раненых солдат спрятал его в расщелине пола, когда попал в госпиталь. Всё это свидетельствует о том, что в России ценность духовной жизни — первая. Ведь что случилось в 1917 году? Оторвали образование от духовной стороны. И наступил произвол человеческих страстей. Однако русский человек всё же сохранил веру. Путь, который прошла Россия в ХХ веке, ни одна страна мира не смогла бы пройти.

Но человеку нужно помочь. Для этого существует духовное руководство. Для этого существует училище благочестия — семинария: чтобы священники были не только образованными, но были вождями духовной жизни.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных