«Тульские крылья» с нездешним размахом

Назад

28 июня 2019 00:00

 0
Спорт

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Желающих участвовать в XI ежегодном шоу-фестивале радиоуправляемых авиамоделей было в разы больше, нежели оказалось допущенных в итоге к выступлениям на популярном фестивале.

Всё выше, и выше, и выше

— Заявились порядка ста человек. Мы же отобрали 25 номеров, которые, на наш взгляд, наиболее интересны для зрителей. Также немаловажный аспект при утверждении участника — безопасность модели и выполняемых фигур пилотажа,— сообщил руководитель полетов Алексей Лемзин.

Впервые авиамоделисты-энтузиасты из Тулы решили себя показать и на других посмотреть в 2008 году. Тогда на летном поле аэродрома ДОСААФ им. Б. Ф. Сафонова в Мясново собрались около двух десятков «пилотов» из Тулы и области. Уже на следующий год приглашение к участию в фестивале приняли моделисты из соседних областей — Калужской и Московской, в том числе победители и призеры различных соревнований по авиамодельному спорту. Показательные выступления вызвали неожиданно повышенный интерес у зрителей и было решено объявить фестиваль традиционным.

В нынешнем году «Тульские крылья» собрали на аэродроме Клоково в Заречье авиамоделистов почти со всей страны — от Калининграда до Новосибирска. А желающих увидеть, кто из них на что способен в небе, насчитывалось несколько тысяч человек.

Программа включала демонстрацию фигур высшего пилотажа, воздушный фристайл, групповой пилотаж, воздушную акробатику с использованием пиротехники. Все полеты проходили под специально подобранную для номеров музыку, что придавало и без того эффектному действу особую эмоциональную окраску.

Впереди планеты всей

Впервые в этом году в небо над Тулой поднялась уникальная, единственная в мире модель-копия самолета Су-57 с размахом крыльев 3,5 метра.

Эксклюзивное детище российского авиапрома — новейший истребитель пятого поколения Су-57 только прошел государственные испытания и в серийное производство запущен всего лишь несколько недель назад (в конце мая 2019 года), а вот московский авиационный спортклуб «РусДжет» уже представил на тульском фестивале действующую копию новой сверхманевренной машины.

— Модель оснащена двумя настоящими турбореактивными двигателями. Компрессор, камера сгорания и сопла — всё, как в прототипе,— поясняет Алексей Лемзин.— И скорость соответствующая — до 250 км/ч. Машина имеет сложную конструкцию с интегральной системой управления. Там уже нет привычного для авиамоделей руля высоты или киля. Не всякий авиамоделист сможет управлять таким образцом без дополнительного обучения.

Увидели зрители и легенду российской авиации — модель самолета «Илья Муромец» в масштабе 1:5 с размахом крыльев в 6 метров. Уникальную модель построили в клубе Обнинска всего за год. Также демонстрировали свои возможности модели МиГ-29, Як-130, копии гражданских пассажирских самолетов и другие аппараты.

К слову, увлечение авиамоделизмом — удовольствие не из дешевых. Одна более или менее совершенная модель стоит в среднем около полумиллиона рублей.

— Поэтому на фестивалях и шоу летают на дублерах, чтобы в случае чего не повредить оригинал,— говорит руководитель полетов.— При создании той или иной модели самолета собирают два образца. По техническим характеристикам они абсолютно одинаковые, но один из них рабочий и предназначен для тренировок и выступлений, а второй, доведенный до высокой степени копийности, служит как бы выставочным вариантом.

Зато не особо заботились о сохранности своих летательных аппаратов участники «боёв». Так назывался блок программы, в котором около 30 моделей одновременно поднялись в воздух и атаковали друг друга буквально до последнего. То есть победителем становился единственный оставшийся целым в небе аппарат. Правда, участвовали в таких сражениях не те образцы, стоимость которых полмиллиона, а недорогие модельки массой 300–350 граммов. А вот бились они натурально (как говорят моделисты — тело в тело) и, конечно же, ломались. Но, по признанию участников, ради такого зрелища самолетов не жалко, к тому же электроника всё равно остается «живой», а корпус легко восстановить.

В бой идут одни «старики»?

В этом году на открытии «Тульских крыльев» было много сказано о стремительном росте популярности фестиваля и о расширении географии участников. При этом ничего о развитии этого вида спорта непосредственно в нашем регионе упомянуто не было.

— Авиамоделизм в Тульской области, считаю, вообще не развит. Один из характерных показателей — почти полное отсутствие на фестивале участников из Тулы,— заметил Алексей Лемзин.— Авиамоделисты в Тульской области есть, но их единицы, да и те увлекаются менее сложными моделями. А такими серьезными, какие были представлены на фестивале, никто не занимается. В принципе и места для этого нет. Кружки, насколько мне известно, закрываются. На данный момент есть один при станции юного техника в Заречье. Жизнь авиамоделизма в Тульской области, к сожалению, ограничивается лишь проведением фестиваля. И это грустно. Современная молодежь не особо увлекается авиамоделизмом в полноценном виде. Мало кто хочет создавать модель своими руками, все хотят купить готовое и просто запускать в воздух. Это тоже хорошее увлечение, но уже вторичное… Истинный авиамоделист тот, кто полностью создает модель сам. Тогда и приходит понимание техники, как говорится, «от и до», и формируется настоящее мастерство.

К слову, несколько лет назад в Туле активно заговорили о развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Тогда представитель регионального отделения ДОСААФ России сообщил о перспективе создания многофункционального центра технических видов спорта, который должен был появиться на территории аэродрома в Мясново. Там же планировалось обустроить и площадку для аэроклуба. Было это в 2017 году…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных