Вывесочные живописцы
19 августа 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ и из архивов М. Тенцера и А. Домбровского
Фасады тульских домов, в том числе и старинных, «убиты» разнокалиберными и аляповатыми вывесками. Магазины, кафе, рестораны рекламируют себя и имеют на это полное право — другое дело, как они это делают.
О культуре вывесок «Молодой коммунар» беседует с
Ни слепым, ни зрячим
В 2015 году проект ТИАМа «Право на город» выиграл грант в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Авторы проекта пытаются создать целостный образ квартала, где расположены три здания музея: Дом Пальцова (пр. Ленина, 31), Старая тульская аптека (пр. Ленина, 27), Дом Крафта (пр. Ленина, 25). Этот фрагмент исторического центра Тулы — наглядный пример того, как вывесочный хаос побеждает красоту и индивидуальность старинной архитектуры. На средства гранта член Союза дизайнеров России и Международной ассоциации AGI Юрий Сурков разрабатывает
— Изучая старые фотографии, картины, книги, архивные документы, я пришел к выводу, что особенной тульской специфики в том, что касается вывесок, не было,— рассказывает Алексей.— И достоинства, и недостатки — фактически те же, что и в других русских городах…
Первые вывески в России стали появляться еще в XVIII веке — во времена Елизаветы Петровны. Они портили виды
Важна соразмерность, соответствие пропорциям архитектуры здания, а также — человеческому восприятию, разъясняет Домбровский. Подобного рода вывеску — с огромными буквами и пробелами между ними — никто не прочитает, ни слепой, ни зрячий, даже если перейдет на другую сторону улицы. У нас в Туле такого же типа вывески можно было увидеть на магазинах на Красноармейском проспекте и проспекте Ленина, торгующих белорусской мебелью. К счастью, недавно их убрали…
Куда уехали «Меха»
В XIX веке вывески делали, что называется, на века — из листового кровельного железа, оцинкованного, либо несколько раз прокрашенного. Сзади набивали подрамник, спереди багет — для жесткости. Крепили на крюки, двумя рядами вбитые в стену, да еще проволокой для надежности прикручивали.
Сегодня, когда за один год у одного и того же помещения могут смениться несколько собственников или арендаторов, вывески «на века» неактуальны. Производство дорогое, монтаж и демонтаж — тоже. Неудивительно, что на многих тульских домах годами остаются висеть таблички уже не существующих магазинов и заведений.
На стене дома Пальцова, например, остались вывески «Меха» и «DVD», хотя мехами и дисками здесь давно никто не торгует. А что происходит с торговыми центрами! Фасады завешены разноцветными разноформатными и разноцветными вывесками, едва ли не половина из которых устарела. А те, что еще не устарели, все равно не работают — теряются в массе.
Сегодня в Туле все чаще появляются вывески, изготовленные по технологии баннеров: текст с картинкой печатаются на ткани. Дешево и сердито. А вот выглядит неважно…
«Изюм» с перебором
Смотришь на старые снимки — и восхищаешься тем, насколько гармонично выглядят улицы дореволюционной Тулы. Это эффект монохромного фото: в реальности все выглядело
Алексей Домбровский обращает внимание на еще одно важное обстоятельство — отсутствие шрифтовой культуры у многих современных «вывесочных живописцев». Шрифт очень важен, в нем присутствует некий стилистический смысл, который подсознательно считывает человек. Каждый из шрифтов вызывает цепь ассоциаций, и этим надо очень умело пользоваться. У нас любят стилизацию, хотя редко используют ее грамотно. Прежняя вывеска «Старая тульская аптека» была написана старорусскими буквами — это странно, тем более что аптеку до революции держали немцы Белявский и Адерман… Или ресторан «Изюм» — шрифт стилизован под ориентальный, но с таким перебором, что получается настоящий кич…
Мы вспоминаем, как выглядела советская уличная реклама. Магазинов, тем более кафе и ресторанов тогда было мало, и дислокацию свою они меняли редко. Так что вывесками типа «Мясо. Рыба. Молоко» можно было любоваться годами, а то и десятилетиями. Они были непритязательными, но с профессиональной точки зрения не безграмотными, так как утверждались специалистами — архитекторами. Алексей Домбровский сожалеет, что сегодня такой практики не существует.
— В Доме Крафта недавно открылось кафе. Прямо на наших глазах рабочий устанавливает на стене вывеску «Вьетнамская кухня» и размещает ее прямо по декоративному фризу,— рассказывает Алексей.— И ничего сделать нельзя — официальное разрешение есть. Такое сейчас законодательство…
Вывески, закрывающие декор фасадов и уродующие архитектуру здания,— настоящая беда. Создатели старинных домов уже ничего не скажут, но современные архитекторы тоже
В 1909 году в России состоялся съезд зодчих, на котором, в том числе, обсуждалась и проблема уличной рекламы. Специалисты планировали разработать комплекс универсальных правил, которым должны были следовать изготовители вывесок. Не успели: после 1917 года было не до этого…
В Москве уже действует