Старушка, улыбнись!
26 января 2016 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Кирилл РОМАНОВ
В Туле продолжается реализация программы фонда помощи людям, пережившим фашизм. Свидетелей страшных событий более чем
Театр воспоминаний
— Ну что, садимся? — пожилая женщина обращается к руководителю проекта «Место встречи: диалог» психологу Юлии Густовой. Получив утвердительный ответ, дама с десятком ее сверстниц рассаживаются на стульях, образуя кружок.
Обычно круг более тесный, но сегодня
Этот еженедельный тренинг называется «Театр воспоминаний», и в нем участники вспоминают себя. Свое детство, которое у каждого было связано с войной.
— Чего стоило некоторым из членов нашей группы вновь пережить этот ужас войны, плена, фашистского гнета! Некоторых просто душили слезы, когда они вновь и прилюдно об этом вспоминали,— говорит Ю. Густова.— Но поделившись этим однажды, люди будто сбрасывали с себя груз и могли двигаться дальше. Страшные воспоминания никуда не делись, но когда мои бабушки и дедушки поняли, что они находятся в компании друзей со схожими историями, им становилось легче…
В программе, а точнее, в новом ее этапе (проект «Место встречи: диалог» реализуется в Туле уже три года) участвуют две группы. Место встречи — еврейский благотворительный центр «Хасдэй Нэшама», но занимаются здесь не только евреи.
В театре воспоминаний говорят о многом: обсуждают текущие новости и актуальные темы, делятся семейными радостями и проблемами, отмечают дни рождения участников, устраивают психологические игры, читают стихи. Темы стараются выбирать позитивные, но так получается не всегда. Например, недавно говорили о мошенничестве в отношении пожилых людей. Вроде бы тема не самая веселая, но в итоге «круглый стол» и тут вышел на позитив. Вместе, говорят, мы сила, а теперь, вооруженные знаниями, сможем противостоять любому мошеннику.
Женщины без мужчин
В этот раз психолог задала своим подопечным вопрос о том, что дают им эти еженедельные встречи.
Начала Марина Яковлевна:
— У меня появилось много знакомых и хороших друзей, и теперь каждую неделю, что бы ни было, я знаю, что должна сюда прийти и всех увидеть. И мне становится хорошо…
Мария Михайловна говорит, что поначалу не хотела идти в группу:
— Но Нина Гавриловна привела меня сюда, и теперь я жду эту нашу среду с нетерпением! …
Чем дальше женщины рассказывают о своих чувствах, тем больше раскрываются в эмоциях. Одна из членов группы даже на ходу придумала шуточный стих на мотив песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» с рефреном «Старушка, улыбнись!».
— Мы приходим сюда хотя бы для того, чтобы просто обняться и поговорить, чувствуем себя здесь молодыми,— улыбается Галина Николаевна.— Да мне тут никого по
Присоединяется Инесса:
— А как мы изменились за три года! Раньше дома из халата вылезать не хотелось, а теперь появилось желание приодеться, мы достали украшения, вспомнили, что мы женщины. Вот только мужчин не хватает…
С сильным полом на встречах действительно напряженка. В конце прошлого года скончался постоянный посетитель клуба Петр Николаевич Евстратов, университетский преподаватель. Золотой, говорят, был человек. Еще один мужчина, посещающий занятия, сейчас приболел.
«Не отвечает», «болеет», «умер»…
Локомотив группы — Нина Гавриловна Обухова, председатель тульской общественной организации «Дети — жертвы фашизма». Именно она три года назад в свои 82 года собирала «группу по интересам». Обзванивала бывших малолетних узников нацизма, приглашала на встречи.
— Еще несколько лет назад только в Советском районе нас было 110 человек. Сейчас осталось 65, а по области — не больше полутора тысяч, и то эти данные надо проверять, сейчас, наверное, еще меньше,— Нина Гавриловна демонстрирует распечатанные на листах списки, в которых сделаны пометки ручкой и карандашом «не отвечает», «болеет», «умер».
Обухова — педагог с большим стажем, долгие годы проработавшая в
— Когда в декабре 1941 года немцы вошли в нашу деревню на Орловщине, мы очень испугались, что они начнут нас раздевать, отнимать одежду. Так и произошло: одетые совершенно легко фашисты стали срывать с нас платки, валенки, шапки,— вспоминает Нина Гавриловна.— В январе
В подробностях эти воспоминания выглядят еще более ужасающе. Нина Гавриловна собрала их в небольшом интервью и сейчас, пока в силах, хочет оформить в книгу. Самые разные истории есть и у других бывших жертв фашизма, и хорошо бы, чтобы и они были зафиксированы. Этим, кстати,
Общение в кругу сменяется тематическими занятиями: