Звонят мошенники? Дышите глубже!

Назад

07 декабря 2021 08:14

 0

Автор: Елена СОЛОМАТИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В прошлом номере «Молодой коммунар» писал о тревожной статистике мошенничеств в Тульской области, совершённых с помощью интернет-технологий. Их количество постоянно растет, и это несмотря на постоянные предупреждения от правоохранительных органов и тот факт, что подавляющее большинство схем хорошо известно.

Почему так происходит и можно ли каким-то образом защитить себя? С этим вопросом мы обратились к кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии и педагогики ТГПУ имени Л.Н. Толстого Юлии Селезнёвой.

Как пояснила эксперт, массовый переход на дистанционные технологии действительно породил новый виток мошеннических действий в отношении взрослых и детей. К примеру, буквально на днях за психологической поддержкой в кризисной ситуации обратилась взрослая, образованная женщина. Суть проблемы состоит в том, что ей позвонили по мобильному телефону «от лица службы безопасности Сбербанка РФ» и сообщили о том, что по ее документам «мошенники хотят взять кредит», и якобы для пресечения их противоправных действий ей было велено «взять кредит самой и перевести всю взятую сумму на другую, специально для нее открытую карту». Далее последовал звонок «от лица Следственного комитета РФ» с комментарием о том, что если она «не желает сотрудничать со следствием», то автоматически «является соучастником преступления».

– Когда читаешь эти строки в здравом уме и трезвой памяти, то они, конечно, кажутся полной ерундой, но… Но если вы находитесь в разбалансированном эмоциональном состоянии, а вас в этот момент начинают квалифицированно запугивать, то, к сожалению, предсказать дальнейшее развитие событий будет совсем не сложно, – отмечает Юлия Селезнёва.

По её словам, подобные мошеннические схемы основаны не только на тотальной юридической безграмотности населения, но и прекрасном знании законов психологии влияния преступниками.

Игра в утешение и быстрый темп

Основные приемы манипулирования, которые применяют преступники, психологам прекрасно известны. Один из самых любимых – авторитетность манипулятора или «обман властью». На самом деле он очень прост: звонящему достаточно представиться кем-то, имеющим высокий статус, – близким другом родителей или представителем серьезной организации (в случае с приведенным примером это «банк» и «следственный комитет»).

Не менее эффективно работает и «мнимое подтверждение». Здесь преступникам опять-таки помогают технологии, позволяющие изменить как номер входящего звонка, так и голос в трубке. Это позволяет создать у жертвы иллюзию разговора с реально существующим человеком.

– Еще один приём – высокий темп, неоправданная спешка в совершении тех или иных действий, – рассказывает психолог. – Звонящий говорит довольно быстро, выделяя только те словосочетания, которые активизируют тревожность абонента, и требует сделать что-то прямо сейчас, не давая визави возможности обдумать ситуацию.

Манипулировать можно и мнимой заботой. В этом случае человека пугают какой-то информацией и тут же предлагают его защитить, требуя от него срочных действий в рамках этой «защиты», например, помочь «следствию» в поимке преступника, взять кредит, перевести деньги и т. п. Мнимая усталость или «игра в утешение» помогают сломить активное сопротивление жертвы. Здесь мошенник всеми возможными средствами (интонация, паузы, тон) демонстрирует свою утомленность «глупыми» возражениями «клиента». В этот момент он может добавить что-то в стиле «я же для вас стараюсь, ну не хотите – и не надо». При грамотном использовании этой тактики у его собеседника активизируется тревожность и чувство вины, он соглашается с манипулятором, чтобы «не раздражать его своими возражениями».

– Говоря о распространенных приемах, нельзя не упомянуть такой, как сокрытие важного, – продолжает Юлия Селезнёва. – Мошенник стремится акцентировать внимание жертвы на одной конкретной детали. Например, «идет расследование, вы должны помочь». И на основании этого побуждает делать выводы относительно всей ситуации, не давая обдумать основную информацию – почему же человек должен взять кредит в рамках расследования или почему ему звонят вместо того, чтобы вызвать повесткой, и тому подобное.

Замыкают наш топ любимых приемов манипуляции мошенников «надуманные обвинения» и «специфическая терминология». Как легко понять из названий, в первом случае человеку ставят в вину то, чего он не совершал. В примере из нашей статьи – в пособничестве мошенникам, к которому женщина, естественно, не имела никакого отношения. И наконец, терминология очень хорошо действует на пожилых людей и детей. Обе эти возрастные категории легко «довести до кондиции», используя много красивых и умных слов, «цитаты» законов и т. п. Обилие специфической лексики легко активизирует страх и вину и подводит к мысли, что ты сделал что-то неправильное и должен эту «свою вину» загладить.

Если всё-таки взяли трубку

Вообще многих людей, столкнувшихся с мошенниками, удивляет уровень психологической подготовки мошенников. Даже если собеседник понял, что дело нечисто, они продолжают играть свою роль до конца, не теряя самообладания и практически не отходя от изначального сценария. Неужели ничего нельзя противопоставить этим «профессионалам»?

– Самое простое решение – научить детей и самим не брать трубку, когда вам звонят с незнакомого номера, – считает доцент кафедры психологии и педагогики. – Если человеку действительно нужно, он найдет способ сообщить вам, кто он и о чем хочет поговорить (например, напишет sms).

Впрочем, даже если вы все-таки приняли звонок, вы вполне способны выйти из-под влияния манипуляторов.

– Включите аудиозапись и предупредите об этом звонящего. После этого значительная часть мошенников отключается, – советует Юлия Селезнёва. – Помните, главная задача преступника – вывести вас из эмоционального равновесия. Вы же, в свою очередь, обязаны сохранять спокойствие и включить здравый смысл. Поэтому, во-первых, дышите глубоко и медленно. Во-вторых, записывайте всё, что вам говорят, на бумаге. Это помогает не только «заземлить» эмоции, но и быстрее «осмыслить» странные просьбы или приказы звонящего. Если не успеваете писать, переспросите. Обязательно зафиксируйте фамилию, имя, отчество, место работы и должность звонившего.

Психолог рекомендует сбить темп манипулятора – попросить перезвонить через 10 минут, повесить трубку и не отвечать на повторные звонки хотя бы полчаса.

– За это время сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, широких взмахов руками, попейте воды. Эти нехитрые действия позволят переключиться, если эмоции всё же взяли верх, – поясняет она. – Затем посмотрите на часы: все официальные структуры работают с 09.00 до 18.00. Если звонят раньше или позже – точно мошенники. Поговорите с друзьями и коллегами (даже если вам «велели молчать в интересах следствия») – это поможет переосмыслить ситуацию. Кстати, имейте в виду, что следователи не звонят, а вызывают повесткой в Следственный комитет.

А чтобы поставить финальную точку в своих сомнениях, которые часто остаются после беседы с опытными манипуляторами, сделайте очень простую вещь. Откройте официальный интернет-портал организации, из которой вам якобы звонили, и найдите там телефон приемной руководителя. Потом позвоните секретарю и уточните: работает ли там звонивший вам человек, имеет ли он право звонить вам в ходе «расследования» и требовать от вас каких-либо действий в стиле «взять кредит». Главное – не перезванивайте по номеру звонившего, сейчас компьютерные технологии позволяют делать подмену номера.

И в заключение в очередной раз присоединимся к сотрудникам полиции – никогда, никому, ни в коем случае не сообщайте никаких личных данных по телефону или в Сети. Тогда никакие мошенники – какими бы сильными манипуляторми они ни были – станут вам не страшны.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных