Суббота 07 декабря
Связаться с редакцией

Тарифы здравого смысла

Назад

19 февраля 2021 08:32

 0
Общество

Автор: Ульяна ПАНИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Свыше 100 000 жителей и гостей Тульской области ежедневно пользуются общественным транспортом. Логично предположить, что расходы на эти цели учитываются каждым из них в личном или семейном бюджете. С начала марта всем придётся оперировать новыми цифрами. 

Об этом вчера в ходе брифинга сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Родион ДУДНИК.

Посчитаем?

Началось всё с обращения компаний-перевозчиков, предложивших свои обоснования для повышения тарифов на проезд в общественном транспорте — как межмуниципальном, так и городском. Так, была обнародована и уже вовсю обсуждалась информация о 50-процентном подорожании проезда в городском транспорте — до 30 рублей за поездку. За неделю народ успел всё прочитать, посчитать и излить своё мнение в социальных сетях. Вышло так, что поторопился народ.

Подорожание, конечно, будет. Иначе не получится. Ибо, как напомнил Р. Б. Дудник, последнее повышение тарифов датируется январем 2015 года. Тогда тарифы на проезд в городском транспорте подняли с 15 до 20 рублей. За прошедшие шесть с небольшим лет только горюче-смазочные материалы и запчасти подорожали более чем на 36%. За это же время некоторые перевозчики обновили примерно 160 единиц подвижного состава. Помимо этого, на 1355 транспортных средствах установлены тахографы, а на всех 2200 бортах подключена спутниковая навигация ЭРА-ГЛОНАСС. Всё это было сделано компаниями-перевозчиками для соблюдения мер транспортной безопасности и в соответствии с требованиями федерального законодательства. Кроме того, 2162 транспортные единицы оборудованы для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, из них 330 приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников. А для удобства пассажиров более чем на 1300 транспортных средствах установили оборудование для безналичной оплаты проезда. Таким образом, всего за 6 лет себестоимость пассажирских перевозок возросла более чем на 82% — с 20,98 руб. до 38,24 руб. за поездку. Не стоит забывать, что некоторые новшества обернулись для пассажиров не просто комфортом, но и экономией. Так, безналичный расчет в муниципальном транспорте Тулы позволял проехать не за 20, а за 15 рублей. Так что затраты лишними не назовёшь никак.

Не будет лишним добавить, что за прошедшие годы соседние регионы уже не раз повысили стоимость проезда в общественном транспорте и сегодня Тула и область по стоимости проезда в городском транспорте находится на 16-м месте, а по межмуниципальным перевозкам — на 15-м месте в Центральном федеральном округе.

Глава администрации г. Тулы Дмитрий Миляев добавил, что в последнее время количество работающих автобусов и выполняемых рейсов ежегодно увеличивалось в среднем на 30%. Так, если в начале 2019 года на городских маршрутах работали по регулируемому тарифу 93 единицы автотранспорта, то с 1 января 2021 года их стало почти вдвое больше — 171, а в вечернее время даже более чем втрое — с 21 до 73 единиц. За это же время открыто пять новых автобусных маршрутов. Поддерживается работа городского электротранспорта.

Что будет

По согласованной администрацией Тулы новой схеме с 1 марта проезд на городских маршрутах по регулируемому тарифу будет стоить при оплате по карте «Тройка» 19 рублей, а при оплате банковской картой — 21 рубль. Стоимость проезда при оплате наличными составит 25 рублей.

Хорошая новость для пассажиров, регулярно пользующихся общественным транспортом: стоимость безлимитного месячного проездного на городских маршрутах с 1 марта снижается на 500 рублей. То есть теперь вместо 1500 он будет стоить 1000 рублей. При этом глава администрации Тулы подчеркнул, что с учетом высокой социальной значимости вопроса принято решение не индексировать стоимость месячного льготного проездного билета для 25 категорий граждан, в том числе для пенсионеров, инвалидов всех групп, а также сопровождающих их лиц.

— Была проработана гибкая система оплаты. Сохранены все льготы, а проездной станет более выгодным,— подчеркнул Д. В. Миляев.— Мы делаем акцент на безналичную оплату как один из наиболее удобных для пассажиров и прозрачных для контроля вариантов.

Что касается межмуниципальных маршрутов, то здесь ясность внес глава областного минтранса. Родион Дудник сообщил о решении разделить межмуниципальные маршруты на три тарифные зоны:

тарифная зона 1 — до 30 км, стоимость 1 км пути — 2,80 руб. ;

тарифная зона 2 — свыше 30 км и до 60 км, стоимость 1 км пути — 2,50 руб. ;

тарифная зона 3 — свыше 60 км, стоимость 1 км пути — 2,40 руб.

И пояснил, что поездка, например, в Плавск (58 км) обойдется с учетом двух тарифных зон в 154 рубля, а в Волово (107 км) — в 273 рубля, что примерно на 25 рублей дороже, чем сегодня.

Остается напомнить, что цену проезда в коммерческом транспорте, не работающем по регулируемым тарифам, перевозчик устанавливает самостоятельно.

Экспертное мнение

Сергей Сергеевич СААКЯН, советник директора ГБУ «МосТрансПроект»:

— Размер повышения тарифа не в моей компетенции. Однако считаю, пересматривать их надо всё-таки регулярно. Поясню почему. В понятие «тариф» входит не только амортизация транспортного средства, бензин и труд водителя. Это ещё и качество услуг, соблюдение графика движения, комфортность салона, безопасность и т. д. А значит, искусственное сдерживание тарифов в течение шести лет — это не благо, причем не только для перевозчиков, но и для самих пассажиров, потому что при нехватке средств любая услуга неизбежно теряет в качестве. А на транспорте это касается ещё и безопасности.

Игорь Евгеньевич Агуреев, доктор технических наук, профессор ТулГУ:

— Проблема, тормозящая развитие транспортной системы, гораздо шире, чем это сейчас обозначается. Даже разовое повышение тарифов не выведет из так называемой «серой зоны» часть коммерческих перевозчиков, не обеспечит стопроцентную транспортную доступность на окраинах городов, в малых и отдаленных населенных пунктах.

Давайте говорить прямо: 70% перевозчиков сегодня — коммерсанты. В большинстве своем они мало что дают области: кто-то уходит от налогов, кто-то не признаёт графиков, стремясь исключительно к прибыли, но при этом все исправно эксплуатируют транспортную инфраструктуру, ничего или почти ничего не давая взамен.

Я уверен, что для развития транспортной системы нужна грамотная, современная и абсолютно прозрачная тарифная политика. Чтобы мы не ужасались при известии, что проезд обойдется в 30 рублей, а понимали: как, почему и в какие сроки что делается. И конечно, эта политика должна быть гибкой: студент, например, должен платить меньше, чем человек, отправляющийся в гости или за покупками. А уж предприниматель, пользующийся общественным транспортом раз в году по случаю, думаю, способен оплатить свою поездку сполна. И это во всех видах транспорта, муниципального или частного — безразлично.

Думаю, при такой тарифной системе будет больше здравого смысла и меньше зависимости от политики. Ну и, конечно, транспортное обслуживание станет более качественным.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных