Стрелочник поспешил с покаянием
24 марта 2024 08:15
Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ
Фото: из открытых источников
Железнодорожная катастрофа на станции Шульгино — самая крупная за
Сто десять лет назад аварии на железных дорогах Российской империи были делом привычным. Виной тому несовершенство техники безопасности, соответствующих механизмов, человеческий фактор. Например, в Тульской губернии только за два с небольшим месяца 1914 года зафиксированы сразу три по сегодняшним меркам крупные железнодорожные катастрофы. Об одной из них речь пойдет далее.
Средь бела дня
Авария произошла на действующей и в наши дни станции Шульгино (ныне Заокского района) — месте, популярном у дачников многочисленных окрестных СНТ, в силу разных причин автомобильным транспортом не пользующихся.
Так вот, 4 (17) марта 1914 года в 1 час 50 минут дня «на ст[анции] „Шульгино“, находящейся в пределах Тульского уезда, шедший из Москвы ростовский ускоренный пассажирский поезд № 5 на полном ходу налетел на стоявший на означенной станции сборный товарный поезд № 107».
Дальнейшее живое описание событий принадлежит перу неизвестного корреспондента газеты «Тульская Молва», автору постоянной — увы — рубрики «Катастрофы на М.— К. ж. д. «(№ 1900 от 5 (18) марта 1914 г. ):
«Раздался оглушительный удар паровоза по хвосту товарного поезда, так что дрогнуло все здание маленькой станции; по сторонам полетели куски дерева и др[угие] части разбитых товарных вагонов, а сами вагоны полезли один за другим на паровоз ускоренного поезда, мгновенно загромоздив его с тендером (специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки угля для локомотива.— С. Т. ) настолько, что они совершенно оказались заваленными громадной грудой исковерканных вагонов высотою до 5 саженей (около 10,5 метра.— С. Т. ).
Товарный поезд насчитывал 50 вагонов, из них «разбито и приведено в полную негодность 14 пустых вагонов: в пассажирском ускоренном поезде сильно пострадали паровоз, тендер и 4 классных вагона: у них исковерканы буфера (приспособления в подвижном составе для ослабления толчков при движении и остановках.— С. Т. ), площадки, выбиты стекла; при столкновении эти 4 вагона и паровоз сошли с рельс.
Жертв нет»,— к счастью, весь состав товарного поезда состоял из пустых, а значит легких вагонов (вагоны типа «НТВ» выполнялись из вертикальных стоек с деревянной обшивкой.— С. Т. ), что стало своеобразным амортизатором при ударе. Будь вагоны гружеными, а перевозить они могли до 20 тонн каждый, жертвы исчислялись бы десятками.
Отделались исключительно испугом
Правда, несколькими пассажирами ускоренного поезда
Незначительно пострадал начальник состава, получивший рану на правой руке, а также машинист и помощник машиниста — ничего серьезного. «Пассажиры остальных 6 вагонов отделались исключительно испугом».
Что же касается бригады товарняка, то все они находились в момент аварии на станции, при этом страха от созерцания удара поездов натерпелись не меньшего.
В Тулу пассажиры злополучного состава прибыли вечером, с задержкой в 8 часов. Пострадавший поезд за исключением первых четырех вагонов и паровоза отбуксировали в Тулу. Поврежденные вагоны находились на месте катастрофы еще несколько дней.
Нашли виновника
По горячим следам в день катастрофы удалось выяснить следующее: «Ускоренные поезда проходят обычно ст[анцию] „Шульгино“, не останавливаясь, полным ходом. Семафор был открыт, что указывало…
— Путь свободен.
Между тем на линии, по которой несся поезд № 5, стоял товарный поезд № 107…
Стрелочник, увидев неизбежность катастрофы, с диким криком побежал на станцию…
Говорит, что он не так перевел стрелку, перепутал…»
В тот же день на место происшествия на вспомогательном поезде прибыли из Тулы: «прокурор окружного суда, товарищ (заместитель.— С. Т. ) прокурора, судебный следователь по важнейшим делам, начальник жандармского отделения ротмистр (офицерский чин, соответствующий званию капитана в пехоте.— С. Т. ) Зверев, железнодорожный врач Сахаров и др. лица»; из Москвы: начальник
Результаты расследования причин катастрофы появились в № 1904 «Тульской Молвы» за 9 (22) марта 1914 г. Газета сообщала следующее: «Произведено официальное расследование катастрофы на ст. „Шульгино“ М.— К. ж. д., когда столкнулись товарный и скорый поезда. <…>
Что касается причин столкновения, то они установлены следующие: товарный поезд № 137 прибыл на ст[анцию] «Шульгино» и, чтобы пропустить скорый ростовский поезд № 5, был переведен на запасный путь. Входная стрелка, переводящая поезда с главного пути на запасный, переводится механическим путем, но механизм не действовал, очевидно, и стрелка осталась в прежнем положении. Это и послужило причиной катастрофы».
Таким образом, стрелочника, первоначально заявившего о своей вине, оправдали.
Столкнулся с собственным хвостом
Прошло всего несколько дней, и рубрика «Катастрофы на М.— К. ж. д. «пополнилась новым сообщением, на сей раз
«Злополучный поезд шел в составе частью пустых, частью груженых 57 вагонов и, подходя к ст[анции] „Паточная“, остановился, т. к.
* * *
Дела с безопасностью железнодорожных перевозок оставались скверными вплоть до конца
Сегодня риск в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» не превышает и существенно ниже установленных (допустимых) значений. Из основных внешних событий выделяют