Понедельник 20 мая
Связаться с редакцией

Стрелочник поспешил с покаянием

Назад

24 марта 2024 08:15

 0
Краеведение/Культура

Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ

Фото: из открытых источников

Железнодорожная катастрофа на станции Шульгино — самая крупная за 157-летнюю историю станции: разбито 14 товарных и 4 пассажирских вагона, повреждён локомотив. Чудом удалось избежать человеческих жертв.

Сто десять лет назад аварии на железных дорогах Российской империи были делом привычным. Виной тому несовершенство техники безопасности, соответствующих механизмов, человеческий фактор. Например, в Тульской губернии только за два с небольшим месяца 1914 года зафиксированы сразу три по сегодняшним меркам крупные железнодорожные катастрофы. Об одной из них речь пойдет далее.

Средь бела дня

Авария произошла на действующей и в наши дни станции Шульгино (ныне Заокского района) — месте, популярном у дачников многочисленных окрестных СНТ, в силу разных причин автомобильным транспортом не пользующихся. Когда-то это были в основном жители Тулы, но в последние лет двадцать участки садоводческих товариществ плавно перекочевали в собственность преимущественно москвичей, что, впрочем, к нашей истории не имеет никакого отношения.

Так вот, 4 (17) марта 1914 года в 1 час 50 минут дня «на ст[анции] „Шульгино“, находящейся в пределах Тульского уезда, шедший из Москвы ростовский ускоренный пассажирский поезд № 5 на полном ходу налетел на стоявший на означенной станции сборный товарный поезд № 107».

Дальнейшее живое описание событий принадлежит перу неизвестного корреспондента газеты «Тульская Молва», автору постоянной — увы — рубрики «Катастрофы на М.— К. ж. д. «(№ 1900 от 5 (18) марта 1914 г. ):

«Раздался оглушительный удар паровоза по хвосту товарного поезда, так что дрогнуло все здание маленькой станции; по сторонам полетели куски дерева и др[угие] части разбитых товарных вагонов, а сами вагоны полезли один за другим на паровоз ускоренного поезда, мгновенно загромоздив его с тендером (специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки угля для локомотива.— С. Т. ) настолько, что они совершенно оказались заваленными громадной грудой исковерканных вагонов высотою до 5 саженей (около 10,5 метра.— С. Т. ).

Товарный поезд насчитывал 50 вагонов, из них «разбито и приведено в полную негодность 14 пустых вагонов: в пассажирском ускоренном поезде сильно пострадали паровоз, тендер и 4 классных вагона: у них исковерканы буфера (приспособления в подвижном составе для ослабления толчков при движении и остановках.— С. Т. ), площадки, выбиты стекла; при столкновении эти 4 вагона и паровоз сошли с рельс.

Жертв нет»,— к счастью, весь состав товарного поезда состоял из пустых, а значит легких вагонов (вагоны типа «НТВ» выполнялись из вертикальных стоек с деревянной обшивкой.— С. Т. ), что стало своеобразным амортизатором при ударе. Будь вагоны гружеными, а перевозить они могли до 20 тонн каждый, жертвы исчислялись бы десятками.

Отделались исключительно испугом

Правда, несколькими пассажирами ускоренного поезда все-таки «были сделаны заявления о полученных ими легких ранах, незначительных ушибах и нервном потрясении, преимущественно первых от паровоза 4 вагонов, которые сошли с рельс и повреждены при столкновении».

Незначительно пострадал начальник состава, получивший рану на правой руке, а также машинист и помощник машиниста — ничего серьезного. «Пассажиры остальных 6 вагонов отделались исключительно испугом».

Что же касается бригады товарняка, то все они находились в момент аварии на станции, при этом страха от созерцания удара поездов натерпелись не меньшего.

В Тулу пассажиры злополучного состава прибыли вечером, с задержкой в 8 часов. Пострадавший поезд за исключением первых четырех вагонов и паровоза отбуксировали в Тулу. Поврежденные вагоны находились на месте катастрофы еще несколько дней.

было2.jpg

Нашли виновника

По горячим следам в день катастрофы удалось выяснить следующее: «Ускоренные поезда проходят обычно ст[анцию] „Шульгино“, не останавливаясь, полным ходом. Семафор был открыт, что указывало…

— Путь свободен.

Между тем на линии, по которой несся поезд № 5, стоял товарный поезд № 107…

Стрелочник, увидев неизбежность катастрофы, с диким криком побежал на станцию…

Говорит, что он не так перевел стрелку, перепутал…»

В тот же день на место происшествия на вспомогательном поезде прибыли из Тулы: «прокурор окружного суда, товарищ (заместитель.— С. Т. ) прокурора, судебный следователь по важнейшим делам, начальник жандармского отделения ротмистр (офицерский чин, соответствующий званию капитана в пехоте.— С. Т. ) Зверев, железнодорожный врач Сахаров и др. лица»; из Москвы: начальник Московско-Курской железной дороги инженер Рейслер, лично, в сопровождении начальствующих лиц, а также работники соседних станций Пахомово и Лаптево (ныне одноименная платформа и станция Ясногорск соответственно.— С. Т. ).

Результаты расследования причин катастрофы появились в № 1904 «Тульской Молвы» за 9 (22) марта 1914 г. Газета сообщала следующее: «Произведено официальное расследование катастрофы на ст. „Шульгино“ М.— К. ж. д., когда столкнулись товарный и скорый поезда. <…>

Что касается причин столкновения, то они установлены следующие: товарный поезд № 137 прибыл на ст[анцию] «Шульгино» и, чтобы пропустить скорый ростовский поезд № 5, был переведен на запасный путь. Входная стрелка, переводящая поезда с главного пути на запасный, переводится механическим путем, но механизм не действовал, очевидно, и стрелка осталась в прежнем положении. Это и послужило причиной катастрофы».

Таким образом, стрелочника, первоначально заявившего о своей вине, оправдали.

Столкнулся с собственным хвостом

Прошло всего несколько дней, и рубрика «Катастрофы на М.— К. ж. д. «пополнилась новым сообщением, на сей раз из-под Плавска: потерпел крушение товарный поезд № 171. „Путь попорчен, но несчастья с людьми не было“,— писала „Тульская Молва“ в № 1908 от 14 (27) марта 1914 г.

«Злополучный поезд шел в составе частью пустых, частью груженых 57 вагонов и, подходя к ст[анции] „Паточная“, остановился, т. к. почему-то семафор был закрыт. Было это на подъеме, и когда семафор открыли, то при взятии с места произошел разрыв поезда, причем 49 вагонов прошли вперед и встали на запасный путь, а затем туда же покатились и остальные 6 вагонов. Произошло столкновение, в результате которого быль поврежден паровоз и разбито несколько вагонов».

* * *

Дела с безопасностью железнодорожных перевозок оставались скверными вплоть до конца 30-х годов. К примеру, в более развитом с технической точки зрения 1934 году в СССР зафиксировано 62 тыс. аварий, случаев брака в работе и крушений, в результате которых повреждено около 7 тыс. паровозов и более 64 тыс. вагонов, из которых 4,5 тысячи — до степени исключения из инвентаря. Так продолжалось до 1937 года, пока в структуре наркомата путей сообщения не создали главк по контролю за соблюдением требований безаварийной работы ж. д. транспорта, что позволило в короткие сроки кратно сократить количество аварий.

Сегодня риск в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» не превышает и существенно ниже установленных (допустимых) значений. Из основных внешних событий выделяют природно-климатическое воздействие (87% от всех потерь), основной источник — опасные гидрометеорологические явления. Несовершенство техники и человеческий фактор составляют доли процента, оставаясь мрачной страницей истории развития железнодорожного транспорта.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных