«Нравоучения нас не убеждают»
05 февраля 2021 08:11
Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ
Фото: кадр из к/ф «Республика ШКИД»
Уместен ли
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что в российских школах у директоров появятся советники по воспитательной работе. Пока что речь идет о десяти пилотных регионах, в число которых Тульская область не вошла. Тем не менее, если власть сочтёт инициативу полезной, нововведение может коснуться всех школ страны.
Заявленная цель — воспитание подрастающего поколения. Однако многие — как родители учеников, так и эксперты — считают вредным и даже опасным политизацию учебного и воспитательного процесса, которая, как полагают, неминуема в случае реализации проекта. Чрезмерная всесторонняя опека подрастающего поколения давно показала свою неэффективность и результаты, обратные желаемым.
Нужны ли в школе, помимо завучей и педагогов, ещё и воспитатели? Этот вопрос мы задали тулякам.
Алена Коваленко, студентка:
— Воспитание — процесс многогранный. Роль школы в нём никак нельзя исключить. Нельзя добиться целей образования, не воспитывая. Речь, как я понимаю, о содержании того воспитания, которое ребенок получает во время учёбы. Здесь как раз и случаются разногласия.
Но фундамент — всё равно семья и те заложенные ею качества, с которыми ребёнок приходит в школу. В семь лет он уже давно не чистый лист, на котором что захочешь, то и напишешь. Я считаю, что в школе только развиваются черты личности, сформировавшиеся в раннем детстве. И роль штатного школьного воспитателя — минимальна.
В то же время в школьные годы развиваются навыки коммуникации, поэтому нужно, чтобы педагог направил новые черты в верное, полезное для ребенка русло. Учитель подскажет маленькому человеку, как влиться в социум, как, имея собственное мнение и интересы, уважать позицию и потребности окружающих. Без этого мы окажемся в обществе эгоистов…
Игорь Брюзликов, заместитель директора школы:
— Мне новая инициатива кажется созданием избыточной структуры, которая не принесёт пользы.
Что же касается воспитания в образовательном процессе, то с уверенностью скажу: обучение и воспитание немыслимы друг без друга. Школа должна принимать активное участие в передаче опыта не только научного, но и социального. Но наш приоритет — вопросы передачи и закрепления знаний. Воспитываем, соответственно, на этой основе. Учим пунктуальности, аккуратности, трудолюбию и ответственности. Эти качества важны для успешной учёбы и жизни. Это — наша территория ответственности. Выходить за её пределы представляется мне нецелесообразным: посягательство на личную зону ученика и его семейного уклада для нас, если и возможны, то маложелательны.
Как врачи, мы должны следовать древнему принципу: «Не навреди». Не зная меры, легко переусердствовать в вопросах воспитательной работы. Давление, под которое попадут наши подопечные в таком случае, может вызвать только лишь отрицание и агрессию…
Оксана Зеленова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка ТГПУ им. Л. Н. Толстого:
— Воспитание, как мне кажется,— задача и семьи, и школы. Никто не поспорит, что изначально всё в ребенке формируется родителями, семейным кругом, за которыми следуют учреждения дошкольного образования — нельзя про них забывать, а только потом — школа. Ничего противоестественного нет в участии школы в воспитательном процессе, ведь дети практически по 6–7 часов там проводят, значительную часть своей жизни.
Комплексный подход необходим в подходах к воспитанию как процессу. Все должны принимать в нём синхронное участие. Не стоит бояться, что ребенка научат в школе
Воспитательная работа была очень хорошо поставлена в моей школе, потому что я училась в советские времена. Школа сыграла важную роль. В прошедшую субботу была встреча выпускников, а выпуску уже тридцать лет. Мы все вместе встречаемся с классным руководителем уже много лет и дружим на протяжении жизни. Это — заслуга наших педагогов. Дружба, понимание, взаимовыручка — всё это я взяла из школы…
Маргарита Лесина, студентка:
— В первую очередь воспитание на себя должны брать родители, это — ответственность семьи. При небрежном подходе школа его не исправит, а при правильном никто не испортит человека. Видя перед глазами достойный пример человека, уверенного в себе, открытого и доброго, ребёнок, конечно, потянется к нему и начнёт перенимать положительные черты характера. Но увидит ли ученик настоящего наставника в своих педагогах и работниках школы, нельзя сказать заранее.
У меня возникает внутренний протест, стоит мне представить, как моего будущего ребёнка начнут учить
Помню, у нас был предмет «Основы православной культуры», который требовалось посещать. А я не хотела и искренне не понимала, зачем это мне нужно. Если воспитание будет таким же напористым, то остаётся только одно: самой принимать как можно больше участия в своих детях, разъяснять им, что к чему, чтобы им не пришлось нести за собой по жизни неактуальный для них багаж…
Иван Евсеенко, старшеклассник:
— Ничего нового в нововведении нет. Уже были и завучи по воспитательной работе, и много тематических мероприятий общешкольного характера. Воспитание в школе заключается не в работе такого человека. Нельзя человеку внушить
Взрослым надо вести себя с нами честно. Ложь школьники сразу чувствуют…
Лариса Кузнецова, пенсионерка, в прошлом — педагог интерната:
— В обычной школе, конечно, есть место воспитательным моментам, и учитель должен быть готов подать ученикам верный пример, объяснить, кто прав и виноват в конфликтной ситуации. А в интернате мы и вовсе берём на себя значительную часть воспитательных функций. На нас — ответственность не только за то, как ребята ведут себя в стенах классов, но и за то, как они общаются друг с другом, как относятся к Родине. Нам становится жизненно важно научить их взаимовыручке и порядку, вплоть до того, как застилать кровать. Без воспитательной работы нельзя представить современное учебное заведение.