На голубятню – или жениться

Назад

16 апреля 2024 05:14

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Тульский ТЮЗ

В Тульском областном театре юного зрителя состоялась премьера легендарной комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».

В XVIII веке недорослями называли молодых, не достигших совершеннолетия дворян, которые не получили свидетельство об образовании и из-за этого не могли поступить на службу и жениться. Однако после выхода в свет сатирической комедии Фонвизина это слово изменило значение. Образ Митрофанушки, который «не хочет учиться, но хочет жениться», оказался настолько ярким, точным, почти плакатным, что с легкой руки Дениса Ивановича так стали называть молодых и глуповатых недоучек, не способных к обучению.

Комедия «Недоросль» входит в школьный канон. Если не полностью, то фрагментами ее все когда-то читали, но большинство помнит разве что Митрофанушку — полноватого, рыхлого, инфантильного парня с рыжими кудрями с книжных иллюстраций. Что еще? Незатейливый сюжет, персонажей с говорящими фамилиями — Простаков, Скотинин, Правдин, Цыфиркин, назидательность в монологах Стародума, а еще характерный для XVIII столетия русский язык. Первая русская бытовая комедия. Литературный памятник.

Сделать из памятника живое действо — непростая задача.

Когда-то я пытался перечитать «Недоросля» — несколько раз начинал, а потом откладывал, становилось скучно,— признаётся художественный руководитель Тульского ТЮЗа, режиссер-постановщик спектакля, заслуженный работник культуры РФ Владимир Шинкарёв.— Но когда мы запланировали эту постановку, вновь открыл пьесу — и неожиданно так увлекся, что прочитал на одном дыхании. И был поражен, насколько этот текст актуален сегодня. Пьеса была написана в 1781 году, напечатана в 1782-м, премьера состоялась в 1783-м. Вы подумайте — 240 лет назад! А звучит современно…

Единственно возможный метод в постановке классики из школьной программы — постараться забыть о критических оценках, превратившихся в клише и работать с пьесой так, как будто она была написана вчера.

— Конечно, нашим актерам было непросто осваивать язык XVIII века, но мы старались максимально сохранить оригинальный текст — адаптировали только в некоторых местах, где встречались слова, которые сегодня мало кто понимает,— говорит Владимир Шинкарёв.— А еще мы решили отказаться от традиционного деления персонажей на положительных и отрицательных. Я «зацепился» за повторяющуюся реплику Митрофанушки «Побегу-ка я на голубятню». Обычный подросток, мир, в котором он живет — скучный, говорить не с кем и не о чем. Голубятня — его убежище, место, в котором он может побыть с самим собой…

недоросль2.jpg

В тюзовской версии «Недоросля» действительно нет строгого деления на положительных и отрицательных героев. Митрофанушка (Артём Козенков) — обычный парень, которого все достали. Матушка, госпожа Простакова (Ярославна Прилепская) — своей слепой любовью и навязчивой заботой; учителя — отставной сержант Цыфиркин (Вадим Григер), семинарист Кутейкин (Юрий Велин) и Вральман (Данила Талолин) — равнодушием и бездарностью. От такого обучения — действительно только на голубятню или жениться.

Скотинин (Арсений Спирин) — в общем-то обаятельный человек, немного грубоватый, свинок любит — а как их не любить, если свиноводство — твой бизнес? Простаков (Денис Казаков) — типичный подкаблучник, при этом жену и сына обожает… А вот безусловно положительный Стародум (Михаил Головко) кажется немного занудой, Правдин (Евгений Кашин) — ироничным скептиком. Еремеевна, мамка Митрофанушки (Ольга Чотпаева), которая должна выглядеть как жертва крепостничества, конечно, время от времени жалуется на госпожу, однако понятно, что она искренне привязана к семейству Простаковых, а Митрофана любит как своего сына.

В спектакле есть и романтические герои — влюбленные Софья (Варвара Шестова) и Милон (Андрей Мельников). Красивые, юные, страстные…

«Недоросль» в постановке ТЮЗа — это прежде всего комедия. С элементами сатиры и гротеска, с лирической линией, при этом легкая, динамичная и очень смешная.

И немного игрушечная — декорации с домом Простаковых и голубятней Митрофанушки (художник-постановщик — заслуженный художник РФ Татьяна Матус) кажутся несерьезными, ненастоящими. Не случайно в начале спектакля домик выплывает из-за кулис под звуки музыкальной шкатулки.

ТЮЗовский «Недоросль» получился живым и эмоциональным — и это дает основания надеяться, что современные подростки, посмотрев спектакль, задумаются о своих отношениях с родителями, о своем месте в жизни. И о том, что надо сделать, чтобы не стать вечными «недорослями» — в фонвизинском смысле этого слова.

Недоросль12.jpg

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных