Минздрав против гаджетов
30 августа 2024 08:17
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: из открытых источников
Перед началом учебного года автор этих строк неожиданно выяснила, что число детей, которым по состоянию зрения рекомендовано сидеть на первых партах, в классе сына составляет чуть не половину будущих второклассников. А заодно и то, что детский окулист — невероятно востребованный специалист в Туле и очереди к этим врачам внушительные не только в госучреждениях, но и в коммерческом секторе...
Конечно, делать какие-то обобщения на основе имеющейся информации было бы некорректно, но тут напрашивающиеся не самые приятные выводы подкрепили рекомендации Минздрава РФ. Там наконец дозрели до того, чтобы оценить, как далеко без вреда для ребенка можно зайти в стремлении внедрить в образовательный процесс все инновационные технологии оптом.
Так, на официальном портале ведомства появились рекомендации по обеспечению условий безопасного для здоровья школьников использования интерактивных досок. По заключению врачей, ученики
Основания для подобных ограничений весьма веские. В рекомендациях, пишет «Парламентская газета», указано, что медицинская статистика отмечает рост числа отклонений и хронических болезней учеников младших классов в условиях цифрового обучения. В первую очередь речь идёт о функциональных нарушениях костно-мышечной системы и органов зрения. При этом у сверстников, в образовательном процессе которых не использовали электронные устройства, такой негативной динамики не наблюдается.
Настораживает медиков и тот факт, что интерактивные доски — особенно из категории «попроще и подешевле» — не в лучшую сторону влияют на показатели микроклимата и аэроионного состава воздуха в классах. Доску также лучше выключать после использования — даже в «спящем» режиме экран влияет на окружающую среду. Врачи утверждают, что школьникам в принципе можно использовать на уроке не больше двух электронных средств.
Еще «веселей» информация из минздравовских рекомендаций по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона.
Среди подтвержденных «побочных» эффектов использования смартфонов медики называют возможность ухудшения зрения, нарушение осанки, боли в кистях, боли в спине, дефицит двигательной активности и — «вишенки на торте» — возникновение цифровой зависимости, цифровое «слабоумие», клиповое мышление, цифровой аутизм. Нет, врачи не отрицают пользы гаджетов (еще бы, инстинкт самосохранения никто не отменял), но призывают помнить приписываемый аж Парацельсу принцип: «В ложке — лекарство. В чашке — яд».
Медики разделяют риски на несколько основных групп и учитывают качество экрана, электромагнитное излучение, создаваемое телефоном, комплексное воздействие экранного времени на здоровье ребенка и др.
В результате для минимизации вреда специалисты настойчиво советуют:
— отключать звук уведомлений и убирать телефон из поля зрения во время подготовки домашнего задания;
— держать телефон подальше от тела — на столе или подставке — при использовании мобильного интернета;
— воздержаться от чтения учебных текстов на экране смартфона;
— при чтении литературы использовать экран в «режиме чтения»;
— откладывать телефон за
— младшим школьникам не стоит пользоваться мобильным интернетом на смартфонах более 10 минут за сеанс;
— оптимально использовать устройство с большей диагональю...
Есть ещё один нюанс, о котором врачи говорят исключительно в личных беседах, так как доказательная база пока мала. Увлечение гаджетами не лучшим образом влияет на исследовательские функции мозга. Человек просто перестает развиваться.
Кстати, рассказывают, что у легенды тульской оборонки конструктора В.П. Грязева была любимая присказка: «Можно купить компьютер, можно купить телефон — только голову купить нельзя». Разработки Василия Петровича до сих пор не имеют аналогов в мире, а он, между прочим, профессиональный чертеж мог сделать прутиком на песке. И что-то в среде поколения новых технологий о таких талантах не слышно. Будем надеяться, не выросли ещё просто.