Металл для тульского оружия

Назад

26 декабря 2021 16:45

 0

Автор: Татьяна МОТОРИНА

Фото: автора и из архива музея-заповедника «Куликово поле»

«Тула – оружейная столица». Мы произносим эти слова не задумываясь, считая, что тут всё понятно. Но почему именно здесь возникли оружейные производства? Почему вообще именно этому городу суждено было стать процветающим промышленным центром? Новый проект Музея-заповедника «Куликово поле», посвященный развитию металлургии, наверняка подтолкнет туляков к тому, чтобы по-новому ответить на эти вопросы.

30 лет исследований

– Тема тульской металлургии всегда была неразрывно связана с деятельностью тульской археологической экспедиции, – рассказывает директор Музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. – И по-другому, наверное, и быть не могло. Не случайно говорят, что туляк – стальная душа. Следы металлообработки постоянно встречаются нам при изучении памятников различных эпох. И здесь очень важно восстановить всю цепочку от зарождения металлургии до современных промышленных комплексов. Мы стараемся глубоко изучить этот вопрос, чтобы хорошо себе представлять, какой историей мы обладаем и чем гордимся.

– В любой местности существует то, что является основой жизни, – говорит ученый секретарь музея Алексей Воронцов. – Тула, мы знаем, веками оружье ковала. А из чего куют оружие? Естественно, из металла. Без черной металлургии, без развития кузнечного производства появление Тулы как промышленного центра было невозможно. А, в свою очередь, если бы не было заводов, Тула не была бы сегодня богатым и комфортным городом. И история производства отвечает на вопрос, почему же город таким стал.

Вроде бы всё логично в рассуждениях археолога Воронцова, вот только долгое время никто практически никакого внимания на результаты раскопок тульской археологической экспедиции не обращал. Туляки в основном знали о первых в России железоделательных заводах купца голландского происхождения Андрея Виниуса близ нынешнего села Торхово Большой Тулы, но не более того.

– У большинства складывалось впечатление, что вот приехал голландец Виниус, привез иноземных мастеров и подарил России металлургическую промышленность, – усмехается Воронцов. – Но все наши исследования за последние годы говорят о совершенно обратном – о том, что металлургия на тульской земле зародилась в очень раннее время.

Слово «наши» Воронцов использует не напрасно – сам входит в состав археологической экспедиции. Однако изучение металлургического производства началось еще тридцать лет назад Андреем Наумовым в ходе раскопок в селе Монастырщино – на нынешней территории «Куликова поля». Его научные работы по этой теме уже давно известны в кругах ученых.

В 1990-е годы, несмотря на проблемы с финансированием изысканий, тульская археологическая экспедиция продолжала работать – активно изучались как раз Городищенские заводы Виниуса. И хотя их считают первыми железоделательными вообще в России, широкого резонанса результаты исследований не получили, поддержки тоже – может быть, просто эпоха не располагала к тому, чтобы сохранять и анализировать прошлое.

Но это археологов не остановило. Нам, обывателям, остается только недоумевать: неужели в XXI веке еще могут оставаться какие-то исторические тайны, притом в таком индустриально развитом регионе, как Тульская область? Оказывается, могут! В 2015 году ученые исследовали территорию тульских засек – в рамках подготовки к празднованию 500-летия возведения Тульского кремля – и нашли совершенно уникальный памятник археологии, связанный с добычей железной руды, металлургическим производством и металлообработкой. Это был комплекс поселений XIV–XV веков близ деревни Малая Стрекаловка к югу от Тулы. О нем еще пойдет речь ниже, здесь скажем лишь, что счастливая звезда наконец улыбнулась археологам: на их находки обратили внимание в областном правительстве. По инициативе губернатора Алексея Дюмина была разработана трехлетняя, с 2020-го по 2022 год, программа изучения поселений древних металлургов на тульской земле. Поддержку оказал также Промышленно-металлургический холдинг. Благодаря этому ученые, например, смогли использовать новейшую технологию лазерного сканирования лесов с воздуха (ЛИДАР).

– Когда просто идешь по засеке, невозможно увидеть нужные объекты – антропогенные выработки, то есть места, где добывали руду, жилищные западины, курганы и так далее, – поясняет Воронцов. – Лазерное сканирование дает возможность «убрать» завесу лесов и детально увидеть, каким было древнее поселение – вплоть до планировки улиц и мест расположения усадеб.

За 30 лет в Тульской области найдено и исследовано 20 производственных теплотехнических сооружений (печей, горнов), сырье, полуфабрикаты, заготовки, готовая продукция, отходы производства, инструменты мастеров. Всё это сложилось в некую историческую цепочку, которая скоро будет доступна для осмысления не только специалистам, но и каждому тульскому школьнику.

Престижное занятие XIV века

Так как же находки и исследования приближают нас к ответу на вопрос, почему Тула стала мощным промышленным центром и, как результат, довольно богатым городом?

Ученые узнали, что племена, жившие в глубокой древности, стали интересоваться нашей территорией в том числе благодаря Тульскому железорудному бассейну, иначе говоря – наличию у нас сырья, которое к тому же было легко добывать. Некий барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в первой половине XVI века, отмечал, что рядом с Серпуховом и Каширой «прямо на ровном месте добывается железная руда». Кстати, железные руды Тульского района были весьма чистым и высокосортным материалом для древних металлургов. Содержание железа в нем колеблется от 35 до 52 процентов, составляя в среднем около 45 процентов; лучшие из них могут содержать до 60 процентов железа.

2f3d5685-b912-4f23-b845-2a3063eaf1c2.jpg

– Самые ранние этапы развития металлургического производства в нашем регионе – VI–V века до нашей эры, – считает Алексей Воронцов. – Тогда здесь появляется население, явно владевшее технологией обработки металла. Мы еще не нашли их производственные комплексы. Но следы производственных комплексов рубежа двух эр мы уже видим: найдены шлаки, отходы металлургии.

От первых веков нашей эры остались находки, дающие больше информации. Буквально в последние несколько лет Алексей Воронцов вместе с начальником отдела археологических исследований «Куликова поля» Евгением Столяровым выявили памятники III–IV веков нашей эры с полным циклом металлургического производства – от добычи руды до изготовления готовых изделий. Свидетельство этому – найденные шлаки и крицы, по сути заготовки, представляющие из себя комья размягченного железа в смеси со шлаком и частицами несгоревшего угля. По-другому крицу называют сыродутным железом.

Есть находки X, XII веков, свидетельствующие о развитии металлообработки, но комплекс XIV–XV веков возле Малой Стрекаловки вывел представление о металлургии на тульской территории на новый уровень. Почему никто не знал о нем раньше? Возможно, всему виной тульские засеки, надежно скрывшие следы поселений, некогда пришедших в упадок.

– Мы, археологи, делим по ландшафту – селище одно, селище другое, – рассказывает Евгений Столяров. – Но по факту в древности всё это было одно большое поселение с богатым и хорошо развитым металлургическим производством. Это полный цикл производства. Там известны поверхностные залежи руды. Мастера-металлурги перерабатывали ее, получали крицы, проковывали их, получали уже товарные крицы, которые шли на продажу. Там же делали различные сельскохозяйственные инструменты: ножи, серпы, плужные ножи.

db394b01-9079-42eb-bf71-5fc5fdbde690.jpg

Исследователи выяснили, что во второй половине XIV – начале XV века производство кричного металла в несколько раз превышало потребности в нем местного населения. Большинство мастерских работало на экспорт – по Донскому торговому пути кричное железо отправлялось в страны Ближнего Востока. Как результат, металлурги богатели!

– Мы можем говорить о высоком статусе поселения под Малой Стрекаловкой, – продолжает Евгений. – Во-первых, такой вывод нам позволяет сделать большая территория поселения с богатой планировкой. Благодаря ЛИДАРной съемке мы можем увидеть, где проходили улицы, где были усадьбы. А во-вторых, найденные здесь предметы свидетельствуют о благосостоянии жителей: клады серебряных монет, шейные печати, перстни и кресты из драгоценных металлов – кстати, тогда разделения на черную и цветную металлургию еще не было, один и тот же мастер плавил и цветные, и черные металлы. Всё это позволяет говорить о том, что в XIV–XV веках металлургическое производство было высокодоходным. Это явно был не рядовой комплекс. Аналогов ему на территории Тульской области мы не обнаружили. Но, к сожалению, название этого комплекса в письменных источниках не отражено…

По словам археолога, если следовать по засекам на северо-запад, там располагалось еще с десяток поселений, которые также занимались обработкой металла! Выходит, шесть столетий назад в каких-то 20 километрах от современной промышленной Тулы находился возможный «конкурент» – большой и развитый населенный пункт с зажиточными жителями, которые владели ценными технологиями.

Но почему же он пришел в упадок? Ответа на этот вопросы археологи не знают. По крайней мере пока. Евгений говорит:

– Это скорее, политический вопрос. Из-за той территории, где находится комплекс, всегда возникали споры между Москвой, Рязанью и Золотой Ордой. Возможно, возникали в том числе из-за кузнецов, металлургов, которые тут жили. Ведь технологии и люди, которые ими владеют, ценились во все времена.

Нет, есть следы, свидетельствующие, что и в XVI веке поселение у Малой Стрекаловки еще существовало. А вот потом…Не исключено, осторожно предполагает Столяров, что местные кузнецы перебирались в Тулу или как минимум обменивались опытом с тульскими коллегами. Так или иначе, преемственность в плане мастерства была.

Таким образом, заводы Виниуса, а позже и Демидовых возникли отнюдь не на пустом месте. Началось всё с ресурсов – прежде всего руды, легкодоступной и высококачественной, а также леса. А пришло к освоению новых технологий, повышению благосостояния, улучшению инфраструктуры населенных пунктов. Конечный результат – Тула с ее технологиями и производствами.

451f08c6-a27e-4519-91b3-025fa549c365.jpg

Наука на ощупь

– Музеи так устроены, что задача изучения истории напрямую связана с задачей представления этого знания, – говорит Владимир Гриценко. – Я уверен, что туристы, приезжающие в Тулу, с удовольствием познакомились бы с историей металлургии на нашей земле. Что уж говорить про коренных туляков. Мы получили и активно используем площадки в Музейном квартале в Туле. И планируем, что следующая выставка, которая появится в нашем здании на улице Металлистов, 8, будет посвящена как раз древней металлургии. Ее рабочее название – «Между молотом и наковальней».

– Часть результатов исследований по этой теме мы уже презентовали на временных выставках, например на базе музейного комплекса в Моховом в 2018 году, – рассказала Кристина Столярова, начальник экспозиционно-выставочного отдела. – Но сейчас перед нами стоит задача создать максимально подробную экспозицию, раскрывающую развитие металлургии на тульской земле в течение двух тысяч лет.

Задача непростая. Предстоит показать, как обрабатывали металл в тех самых поселениях на заре нашей эры, что изменилось с веками и с чем, наконец, кузнецы пришли к эпохе появления первых заводов. При этом посетитель должен будет понять, где и как залегает металл в тульской земле, как его добывали и обрабатывали, ему придется освоить понятие «крица», «горн», «ковка». Основой для этого, конечно же, станут научные изыскания, о которых шла речь выше, то есть материала больше чем достаточно. Но вот как представить материал, чтобы посетитель, особенно маленький, не заскучал, – это уже целая наука. Которой, впрочем, в «Куликовом поле» владеют отлично – чтобы в этом убедиться, достаточно сходить хотя бы в один из многочисленных филиалов.

На заседании научного совета музея-заповедника, посвященном теме металлургии, Кристина Столярова рассказала о некоторых особенностях будущей экспозиции. Чтобы передать весь немалый объем научных знаний, будут, как и в других выставках музея, использоваться мультимедийные технологии. Например, процесс железоделательного производства, подробно описанный в документах Российского государственного архива древних актов, может стать интерактивной картой. Предполагается создать объемный настенный макет: коснись того или иного объекта – и узнай больше о производстве и специфике работы.

Мультимедиа-материал и видеоряд помогут показать преемственность технологий сквозь столетия – от небольшого сыродутного горна и одного мастера-кузнеца до крупнейших предприятий, таких как ПАО «Тулачермет» с выплавкой в 205 тысяч тонн в месяц.

В состав выставки включат «Лабораторию материалов». Посетитель увидит все материалы, которые мастер-кузнец использует для металлургического процесса: глину (материал для изготовления горна), руду, крицу, уголь. Всё это можно будет потрогать.

Специально для школьников разработают маршрут с системой заданий и вопросов. Чтобы ответить на них, придется основательно изучить материал выставки – разглядеть экспонаты, понять металлургические процессы, свойственные для разных эпох, проследить смену технологий…

Незрячие и слабовидящие посетители смогут изучить подготовленные для них модели и реальные предметы; кроме того, текстовая информация будет продублирована шрифтом Брайля.

Наконец, венчает процесс подготовки создание каталога выставки. Он включит в себя не только изображения уникальных экспонатов и фотокопии архивных документов, ранее недоступных, но и научные публикации и комментарии по тематике выставки.

Чуть о главном не забыли сказать – любой посетитель сможет взять в руки молот и почувствовать себя настоящим кузнецом!

Насчет «главного» это была, конечно, шутка. Экспозиции музея-заповедника «Куликово поле» полны интерактивных моментов. Но от них никогда не возникает ощущения дешевого эффекта, эдакой «развлекалочки» на потребу публики. Они всегда встроены в общую смысловую канву, где значим каждый элемент: выходя за дверь, ты имеешь целостное и ясное представление о той теме, в которую только что погружался. Что ж, наверное, «Куликовку» за это и любят.

Выставка откроется, предположительно, в 2023 году. И кто знает, не появится ли тогда объединенная экскурсия: сначала посетитель знакомится с историей металлургии на улице Металлистов, а затем переходит на другую сторону реки в музей-шлем, чтобы увидеть изделия из этого металла?

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных