Что нужно знать об итоговом сочинении и его темах тульским выпускникам
04 мая 2021 05:08

Фото: ТАСС
Во вступлении к сочинению нужно указать главную тему и основной тезис. Объем этой части занимает не более 15% от всего сочинения. В основной части необходимо привести аргументы с опорой на литературные источники. Должно быть минимум два аргумента. А в заключении подводятся итоги и обобщаются изложенные мысли.
Время написания сочинения составляет не более 3 часов 55 минут.
Направления/темы (публикуется по тексту "Учительской газеты"):
«Забвению не подлежит»
Эта тематика подразумевает размышления о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, которые оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Акцент важно сделать на том, что память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Источники: произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
«Я и другие»
Если школьник выберет это направление, ему советуют обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социуме. В основе сочинения на эту тему могут лежать рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
Источники: собственный жизненный опыт, произведения литературы, в том числе философской, публицистика.
«Время перемен»
Главное здесь – размышления о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.
Источники: художественная и научная литература, мемуары, публицистика, собственный опыт.
«Разговор с собой»
Название темы говорит само за себя: она связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Тема требует самоанализа, осмысления опыта других людей или поступков литературных героев, стремящихся понять себя. Школьник может и должен поразмышлять сильными и слабыми сторонами собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.
Источники: художественная, психологическая, философская литература, мемуары, дневники, публицистика.
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Это приглашение к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
Источники: произведения новейшей литературы, мнения ученых и журналистов.