Чисто английская реклама
27 сентября 2024 08:22
Автор: Инесса ГРАНАТКИНА
Фото: предоставлено организаторами выставки
Когда-то выдержка, такт и вкус английских джентльменов ценились далеко за пределами Туманного Альбиона. А что сейчас? Тульский историко-архитектурный музей приглашает познакомиться со старой доброй Англией времён Шерлока Холмса с помощью раритетных постеров на выставке «Туда и обратно. Транспорт в британской рекламе начала XX столетия из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина».
О национальных особенностях английских постеров и зарождении дизайна рассказывает куратор проекта, искусствовед Ирина Никифорова.
Графический дизайн родился в Великобритании в 10–20-е годы XX столетия.
— В фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, — отмечает Ирина Алексеевна, — много таких графических материалов: французские афиши, немецкие плакаты и, конечно, британские постеры. Английский дизайн — это мировой бренд. Вообще судить о стране можно по её рекламе, поскольку в ней отражается и политика, и изобретения, и национальный характер. Если в США тех лет было большое количество журналов, переездных театров и цирков, что позволяло объединять нацию, то Британия — небольшой остров. И здесь транспорт стал основой рекламной жизни.
Художникам тех лет так же, как и маркетологам наших дней, приходилось учитывать особенности целевой аудитории. Если во французской рекламе на афишах изображалась в основном молодая прелестница, то на английских постерах чаще всего изображали джентльменов, детей, животных. Основным покупателем в Британии, на которого рассчитывали рекламодатели, был мужчина.
— Я делала выставку английского постера в Финляндии, — вспоминает Ирина Никифорова. — И финны дали ей прекрасное второе название. На мой взгляд, оно в двух словах идеально выразило, что такое британская реклама — no dirt. Без грязи — вот основная идея этики британской рекламы. Никаких обнаженных натур или дешёвой похвальбы в постерах быть не должно.
Этого не учел французский художник Жюль Шере, когда развесил в Великобритании афиши, которые «делали продажи» во Франции. Англичане оскорбились, увидев на постере высоко задравшую подол игривую женщину с бутылкой вина. На Туманном Альбионе разразился скандал. В итоге реклама вина Mariani провалилась.
А вот швейцарец Теофиль Александр Стейнлен очень удачно вписался в британскую культуру. Он сделал композицию с дочкой, где она в окружении кошек пьет молоко. Nestle взяла эту картину, сделав из нее «лицо» своей продукции.
Высший пилотаж — не показывать и не называть сам предмет торговли. В случае с транспортом на постерах изображали пейзажи и достопримечательности, отрывки из поэтических произведений. В историю английских постеров навсегда вошли имена Энтони Сарка, Люси Эттвелл, Эдварда Коффера.
— Британцы относились к этому очень трепетно, — подчеркивает Ирина Алексеевна. — Например, для лондонского издательства Curwen Press, которое сотрудничало с художниками, предпочтительной техникой для рекламных постеров была автолитография. Художники сами работали с камнем, наносили рисунок, участвовали в печатном процессе, поправляли оттиски. Сегодня эти автолитографии высочайшего качества считаются художественными эстампами.
* * *
В ТИАМе на выставке «Туда и обратно. Транспорт в британской рекламе начала XX столетия из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» представлено 67 работ.
Сегодня — её открытие, а погрузиться в атмосферу чисто английской рекламы туляки смогут в Доме Крафта (проспект Ленина, 25) до 1 декабря этого года.