«Дьявол», «Машенька» и Дон Жуан
04 августа 2017 18:00
Автор: Ирина Скибинская
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Генеральный директор ТАТД, заслуженный работник культуры РФ Сергей Борисов рассказал «Молодому коммунару» о новых постановках, которые будут представлены зрителю в ближайшие месяцы.
Молодые – для молодых
- Прежде всего хотелось бы узнать, что случилось с премьерой «Укрощения строптивой». Этим спектаклем вы должны были закрывать прошедший сезон…- История банальная: не успели доделать декорации. Макет интереснейший – в него буквально влюбились все технические работники театра. Но оказалось, что объем сварочных работ настолько большой, что наши сотрудники не смогли их выполнить к сроку. А полуфабрикат показывать не хотелось, поэтому мы перенесли премьеру. 26 августа декорации будут установлены на сцене, и Евгений Маленчев, режиссер-постановщик этого спектакля, продолжит репетиции. Такой масштабный спектакль – по оформлению, по количеству реквизита и костюмов – мы давно не выпускали. Постановка современная, необычная с точки зрения режиссерского решения, формы, пластики. Актерам очень нравится – а это верный знак, думаю, спектакль получается хороший. Хотя, возможно, и не кассовый…
- Неужели Шекспир в оригинальной постановке не может сделать кассу?
- Евгений Маленчев – режиссер талантливый и амбициозный, у него есть своя творческая группа из таких же молодых людей. В нее входит, например, Анастасия Бугаева – художник-постановщик первого спектакля Жени в нашем театре – «Нахлебник», она же автор оформления «Укрощения строптивой».
Спектакль делают молодые люди – и он для молодых. Для зрителей до 30 лет, которым важен не сам текст, а то, как он произносится, важны ритм действия, пластика, форма, игра. Это современный театр, и людям старшего возраста, с более традиционными вкусами, он не всегда понятен, но надеюсь, что энергия и молодой задор актеров никого не оставят равнодушными.
- А вторая премьера сезона – «Голодранцы и аристократы» по пьесе Эдуардо Скарапетты – кассовая?
- Думаю, да. Это итальянская комедия положений. Эдуардо Скарапетта – отец известного драматурга Эдуардо Де Филиппо, актер и руководитель труппы в Неаполе, он жил на рубеже XIX и XX веков, написал около ста комедий. Спектакль будет ставить Дмитрий Краснов, художник-постановщик – Александр Дубровин. В постановке заняты Андрей Сидоренко, Наталья Савченко, Виктор Ананьин, Любовь Спирихина, Валерий Жуков, Мария Соловьева, Сергей Пыжов и другие артисты.
«Машенька» и Дон Жуан
- В планах на сезон есть и советская классика – «Машенька» Александра Афиногенова. Почему вы выбрали эту пьесу?- «Машенька» рассчитана на Бориса Федоровича Заволокина – именно он будет играть старого профессора Окаемова. Пьесу ставит московский режиссер Родион Овчинников, которого тульский зритель знает по спектаклю «Расточитель». Несколько лет назад в театре им. Е. Вахтангова Родион выпустил спектакль «Окаемовы дни» к 90-летию Владимира Этуша, и профессора в нем играл сам юбиляр. Наша постановка не будет прямым переносом вахтанговского спектакля, это адаптированная версия.
- А «Последняя ночь Дон Жуана» из репертуара театра Романа Виктюка – тоже адаптация?
- Нет, Андрей Боровиков, режиссер театра Виктюка, будет ее ставить на нашей сцене, сохраняя авторскую эстетику. Кроме того, в планах на этот сезон – современная комедия «Прощальный смех» в постановке Дмитрия Краснова, детский спектакль «Карлсон, который живет на крыше» в постановке Вениамина Наймана. А также «Дьявол» по одноименной повести Льва Толстого.
Этот спектакль поставит петербургский режиссер, ученик Товстоногова (из его последнего выпуска), Геннадий Тростянецкий. Он – лауреат Государственной премии им. К. Станиславского, был главным режиссером Омского драматического театра, сейчас преподает и ставит в Санкт-Петербурге. Тростянецкий уже нашел автора, который специально для нашего театра пишет сценическую версию повести.
- Что определяет репертуарную политику театра? Как в план попадают те или иные пьесы?
- Это сложный комплекс мотивов и факторов. Необходимо, чтобы в театре одновременно шли репетиции нескольких спектаклей, то есть артистов надо «разводить», учитывая при этом их амплуа. Мы ищем пьесу «на актера», ищем режиссера, который мог бы ее поставить, постановщики сами что-то предлагают. Это сложная совместная работа. Кроме того, стараемся сохранять баланс: в афише должны присутствовать и «легкие», и серьезные спектакли.
Без главного
- Все режиссеры, с которыми вы планируете работать в этим сезоне, кроме Краснова и Маленчева, – приглашенные. А главного режиссера в тульском театре по-прежнему нет. Продолжаете поиски?- Нет, и считаю, что ничего страшного тут нет. Сотрудничество с приглашенными режиссерами – вполне работающая модель. Опыт предыдущих лет, когда в театре после смерти Александра Иосифовича Попова чуть ли каждый год менялись худруки, оказался не слишком удачным. К тому же появились проблемы в связи с присоединением к ТАТД Новомосковского театра в качестве филиала: структурная реорганизация – всегда сложно. В результате в 2015–2016 годах театр, как говорится, «просел». Сейчас ситуация налаживается: за первое полугодие мы вместе с новомосковцами заработали 18 миллионов рублей, из них 6 потратили на новые постановки. В прошлом году за тот же период наш заработок составил 14 миллионов.
- О Новомосковском филиале, которым руководит Дмитрий Краснов. Планируете продолжить показ на тульской сцене наиболее удачных постановок?
- Безусловно, тем более что профессионально Новомосковский драматический театр за последнее время очень вырос. По крайней мере, новые спектакли Краснова – «Моя прекрасная леди» и «Первая любовь» по Тургеневу – не стыдно будет привезти в Тулу.
- Что с труппой? Появятся ли в открывающемся сезоне новые лица?
- Состав труппы тот же. Я считаю, что она вполне сбалансированная – и по возрасту, и по амплуа. Хотя в Новомосковске, например, не хватает «стариков», некому возрастные роли играть. А нам хотелось бы больше молодежи. Но приглашение новых артистов упирается в невозможность предоставить жилье. Талантливые тульские ребята, получившие театральное образование, как правило, остаются в Москве. Жаль, что пришлось закрыть тульский филиал Ярославского театрального института. Впрочем, наличие своего учебного заведения тоже не дает никаких гарантий. За годы работы филиала у нас было три выпуска – более 30 человек. Из них сегодня в театре остались только 9.
- И о цене билетов. Они останутся доступными для зрителей?
- Да, мы проводим гибкую ценовую политику. В настоящее время максимальная цена билетов – 700 рублей, минимальная – 150. Хорошо работает электронная система продажи билетов, она расширяет возможность для акций, скидок – например, студентам или в неактивный сезон. Конечно, делаем скидки для пенсионеров. Это осознанная стратегия, ведь мы работаем для туляков и хотим, чтобы каждый смог прийти в наш театр.