Где родился, там и отоварился,

Назад

17 марта 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Татьяна ДЕГТЯРЁВА

Фото: Александр КОЛЕСНИК

С утверждением «ешь то, что выращено на родной земле» тульские потребители в основном согласны. Продуктов «made in Russia» на прилавках стало больше, но они очень разные. К примеру, колбаса столичных мясокомбинатов-гигантов, на наш взгляд, бывает похожа на ароматизированную резину. А те же колбасные изделия из АО «Лазаревское» не только состоят из высококачественного мяса, но и вкусны. Как тулякам сориентироваться в том, что предлагает к столу торговля?

Казалось бы, тема о предпочтительности местных продуктов питания перед какими-либо другими бесконечна. Об этом говорили и говорят врачи, селяне, представители пищевых предприятий, она обсуждается в различных властных структурах, в СМИ.

Сегодня — может, отчасти благодаря российским антисанкциям — на продуктовых прилавках значительное место стало отводиться отечественным товарам. Многие продаются как в супермаркетах и в небольших магазинчиках (предприятия-производители открывают свои), так и во всякого рода лавочках и палатках, на арендуемых прилавках.

Туляки охотно покупают продукты, изготовленные как в регионе, так и в ЦФО (совсем уж издалека колбасу не повезут). Но и в этом случае есть свои пристрастия. Мы решили провести небольшое исследование, чтобы попытаться выяснить, какой продукции покупатели отдают предпочтение — по ценовой и вкусовой категориям, по степени пищевой ценности, по узнаваемости бренда, по доверию к производителю, по доступности торговой точки… А еще узнали мнение потребителей продукции, какие из представленных на пробу образцов (они были разложены по отдельным тарелочкам под номерами) им больше понравились и почему.

Идем за колбасой

Для начала мы выбрали несколько торговых точек в Туле, чтобы купить там колбасы, сосисок и прочие мясные образцы продукции от разных производителей — наш эксперимент предполагает и дегустацию. А заодно и поинтересоваться мнением покупателей.

Одна из самых старых тульских продовольственных торговых точек, некогда гастроном, а нынче просто магазин «Новшество» напротив «трех штыков» на площади Победы, ассортиментом не радует. Когда-то огромный колбасный отдел скукожился до небольшой витрины. Выбор небольшой, а продукция и из Москвы, и из Владимира. Только тульской что-то не видно. Интересно, что об этом думают покупатели?

— Стараюсь покупать продукты тульских производителей — они у меня вызывают большее доверие,— сообщает Алексей Валентинович.— Мясную продукцию тоже беру нашу, местную, чтобы члены моей семьи питались свежими и главное — качественными продуктами.

В магазине «Дикси» на ул. Первомайской оживленно. Но колбасный отдел — что твой продовольственный музей. Одной докторской с десяток видов от разных производителей. Люди ходят, смотрят… И двигаются дальше. Хотя ценники — самые что ни есть привлекательные. Например, ту же «Докторскую» Арсеньевского мясокомбината можно купить от 140,9 рублей за кусок, но в куске — 500 граммов. И всё же… Немногочисленные покупатели — с утра это всё больше пожилые люди — бурчат: «На кой мне полкило, мне б грамм двести, хоть попробовать, хорошая она или нет. А тут всё по полкило». Неправда, есть и по килограмму. Но обсуждать качество продуктов по сути не с кем.

В супермаркете «Верный» — та же картина: расфасовка по полкило и никого вокруг — называется «не хочешь — не ешь». Меж тем, многодетных и просто больших семей у нас не так уж и много, зато одиноких стариков с небогатой пенсией — хоть отбавляй. Им полукилограммовую порцию не осилить — ни по аппетитам, ни по платежеспособности.

Чтобы не кривить душой, надо сказать, что такое практикуется во многих супермаркетах: полки завалены продуктами, а продавец, если его удается отловить, отвечает односложно и нелюбезно: «Откуда я знаю?» Там, где можно взвесить товар, картина более оптимистичная, и шанс встретить продавца, который что-то посоветует,— намного выше. Вот только пойдет ли совет впрок?

Возле одного из супермаркетов в Пролетарском районе мы разговорились с покупательницей. Светлана Ивановна, так звали нашу знакомую, пояснила:

— Сегодня трудно разобраться, какие мясные продукты где лучше покупать. Выбор большой, а что там на вкус окажется? Я за колбасой и молочными продуктами стараюсь не в супермаркет ходить, а в палатки, небольшие магазины, открытые нашими тульскими производителями. Вообще предпочитаю охлажденное мясо, а если иногда покупаю колбасу, то понемножку.

Водитель Андрей, встреченный нами в «Лазаревской лавке» на улице Михеева, практически повторил слово в слово то, что сказала Светлана Ивановна:

— В супермаркеты редко хожу. Тут у нас есть два, но, когда открылась эта лавка, в большие магазины вообще перестал заглядывать, если только за хлебом. В «Лазаревской» можно взять всё: и молочку, и колбасы на завтрак, и мяса, чтобы жена первое сварила. Колбаса и сосиски здесь классные: всё же в «Лазаревском» у людей совесть есть, и они не делают того, что эти гигантские мясокомбинаты в Москве себе позволяют: оттуда, по моим вкусовым ощущениям, нередко резину натуральную везут…

Фирменное — значит отличное

И всЁ-таки народ наш любимой колбасе по-прежнему верен. Она и для закуски годится, и на бутерброд, который можно завернуть с собой на работу или в школу, да и просто так — если утром нет времени готовить. В этом можно убедиться в фирменных магазинах предприятий Тульской области. Примечательно, что поначалу появлялись они робко — по одному, по два. Зато сейчас есть по нескольку торговых точек в каждом районе. Пионер в этом деле — ПХ «Лазаревское». Тепло-Огаревский «Город мастеров» тоже старается не отставать — если не магазины, то павильоны и палатки открывает.

Менее активно действует старейший в области производитель — Арсеньевский мясокомбинат.

Фирменный магазин Тепло-Огаревского мясокомбината на пр. Ленина. У прилавка изучают ценники несколько покупательниц.

Пенсионерка Инесса Никитична говорит, что живет в этом же доме, поэтому берет здесь продукты и себе, и своим кошкам.

— Колбаса, сосиски, копченое мясо, сделанные у нас, лучше,— говорит женщина.— Мы все понимаем, что, когда сырье возят издалека, то его замораживают, и только потом перерабатывают. А сколько оно там лежит в замороженном виде? Может, со времен Горбачева еще. А ведь хочется есть и свежие продукты, а не «мамонта» из мерзлоты…

В «Лазаревской лавке» на ул. Первомайской было оживленно. И покупатели охотно высказывают свое мнение.

Корреспондент «Молодого коммунара», живущий рядом с этой лавкой, бывает там не менее трёх раз в месяц. Этого достаточно, чтобы считаться постоянным покупателем. По крайней мере, продавцы знают, что этому человеку нужно. И таких «постоянных» здесь — двое из каждых трех. Галина Дмитриевна, например, заходит в «Лавку», когда ей по пути.

— Покупаю то, что по карману: фарш, свиные… как их, господи, забыла…

— Жилки,— подсказывает осведомленный продавец Светлана Сахарова.

— Да, жилки,— соглашается покупательница.— А на жилках — мясо, второе из него готовим. Отлично получается, и по деньгам выгодно.

Еще Галина Дмитриевна покупает колбасу, правда, реже. Говорит, что колбаса вкусная, но приходится экономить…

— А что ей быть невкусной, всё же местное, свежее.

А вот Надежда Петровна в «Лазаревской лавке» на Первомайской бывает каждый день. И всё — от фарша до колбаски — она покупает именно здесь.

— Качественная здоровая еда — это главное,— рассказывает она.— Я читала об этом хозяйстве, знаю, что там всё натуральное, что мясо перед переработкой долго не хранят и тем более не замораживают. За что большое спасибо директору «Лазаревского» Романовскому. А еще здесь очень вкусное соленое сало. Есть и молочные продукты, творог — выше всех похвал. И, что особенно приятно, продавцы всегда приветливые, заботливые и честные. Если вес — то до миллиграмма, если сдачи — то до копеечки.

Алла Акимовна ходит в «Лазаревскую лавку» за творогом. Иногда покупает колбасу. Причина выбора магазина всё та же — свежее, местное, натуральное. Плюс хорошее, доброжелательное обслуживание.

Вера забежала за покупками в свой обеденный перерыв. Она выбирает мясо. С мясом тоже всё понятно.

— Всегда сегодняшний привоз, всё свежее,— торопливо объясняет она свой выбор.— Важно и то, что производитель местный, заботится о своей репутации. И главное — цена приемлемая.

Что касается цены, здесь, конечно, у каждого свой критерий. Ну и сравнение с другими аналогичными продуктами. Раньше рядом магазин «Города мастеров» был, так поначалу все шли туда — цены были чуть пониже. А теперь всё примерно одинаково. Да и «Город мастеров» переехал куда-то.

Хотя и за дешевизной в наше время гонятся далеко не все. В «Лазаревской лавке» на ул. 9 Мая мы встретили Владимира Михайловича. Он покупал мясные полуфабрикаты, колбасу, творог.

— Я вообще-то тут случайно оказался,— смутился он.— Обычно на Первомайской всё покупаю — живу там. Но лазаревским продуктам не изменяю: мясо, колбаса, молочные продукты — всё оттуда. Потому что всегда сегодняшнее, потому что вкусное и натуральное. А цена? Я думаю, что качественный продукт не может стоить совсем уж дешево. Знаете поговорку: «Дорого мило, дешево — гнило». Лучше купить поменьше, да получше.

Никто и не спорит. А Татьяна Яковлевна до такой степени согласна, что хоть раз в неделю, но ездит в «Лазаревскую лавку» аж с Лихвинки.

— Здесь я всегда покупаю мясо. На рынке не угадаешь, что берешь, а здесь всё понятно, да и завоз каждый день — всё свеженькое,— улыбаясь, говорит она о своих предпочтениях.— А муж «Краковскую» колбаску любит, лазаревскую, конечно.

Вообще жители Тулы продукцией своих земляков довольны. Отмечают широкий выбор колбас, особенно сырокопченых, у «Города мастеров», зато «Лазаревские лавки», говорят, радуют количеством свежего мяса на любой кошелек и изобилием свежайших мясных полуфабрикатов.

Выходит, у каждого предприятия — свои почитатели.

Палатки, ларьки, тонары

Хочешь сэкономить — пожалуйста, на рынок. Здесь в палатках или тонарах можно купить всё, что душе угодно. Но в палатках и на развалах уверенно доминируют белорусские колбасы, которые нахваливают совершенно местные продавцы. Соседние регионы — Калуга, Липецк, Орел, Подмосковье — в гастрономической линейке также представлены широко.

Но сказать, что местная продукция отсутствует, тоже нельзя. Предприятия — всё те же «Лазаревское», «Город мастеров» и не только они — торгуют на ярмарках выходного дня, и у их прилавков всегда людно. Киоски, палатки, в том числе и тентованные, предлагают молочку, хлеб…

В общем, поняли местные товаропроизводители, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Но раз в неделю запасаться нежной скоропортящейся продукцией — это как-то не очень. Да и палаткам, за исключением фирменных, доверяют не все.

…Когда-то давно две яснополянские кумушки собирались на свадьбу. Одна втолковывала другой: «Сядем с тобой рядом и будем есть всё самое вкусное — колбасу и… колбасу». Было это в пору, когда продукт считался всенародно любимым — одни битком набитые «колбасные» электрички из Москвы чего стоили.

Прошло время. Но что изменилось?

Любовь к колбасе никуда не делась, тем более что мы стали больше спешить и, зная всё о здоровой пище, всё-таки предпочитаем по утрам хороший и сытный бутерброд. Но и производитель стал хитрее. Вместе с колбасой он сегодня предлагает множество деликатесов и мясных полуфабрикатов — для ленивых и не очень, практически на любой вкус.

Можно задавить рынок объемом, а можно завоевать его качеством, разнообразием ассортимента, умением продать. Похоже, наш региональный производитель выбирает последний путь.

И успешно его осваивает.

таблица.jpg

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных