Работать надо, тогда справимся
21 октября 2016 00:00
Автор: беседовала Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Придет ли такое время, когда мы не будем говорить о трудностях? У генерального директора Белевского АО «Трансмаш» Сергея Плюханова нет утешительного ответа на этот вопрос. Он на заводе, можно сказать, с первого кирпича, но легких времен
— Когда в семидесятые строился завод, местная власть в нем особо заинтересована не была,— вспоминает он.— Могли вызвать в райком и строго сказать: «Нам твои железки ни к чему, чтобы завтра все были на картошке». Вот такое было отношение… Но ведь, кроме нас, шесть заводов было в Белеве — и все выпускали продукцию, пользующуюся спросом как в городе, так и далеко за его пределами. Сейчас ни одного не осталось. А «Трансмаш» работает. Разные времена создают различные проблемы.
— Последняя проблема — это…
— Для нас это разрыв договорных отношений с украинскими предприятиями. Мы поставляли им примерно пятую часть выпускаемой продукции. Это могло заметно сказаться на результатах.
— Но не сказалось?
— Очень большой поддержкой для нас стала программа
Должен поблагодарить руководство Туламашзавода, который передал нам заказ на хромирование балансиров для мостов, в том числе и для моста, который соединит Крым с Россией. А также — руководство ЦКиБ СОО, «СПЛАВа» и других. Благодаря поддержке губернатора увеличила свой заказ на поставку тормозных систем РЖД.
Вроде в абсолютном исчислении и немного получилось: было 3,5 тысячи комплектов, стало — 4 тысячи. Но в процентном отношении рост заметный. Если, конечно, не вспоминать, что было время, когда делали 14 тысяч. Потом выяснилось, что нам не нужно — все купим.
Возьмем тот же «Сапсан». Кстати, сапсан — птица семейства соколиных. А у нас в свое время был скоростной поезд «Сокол» — курсировал в единственном экземпляре между Москвой и Ленинградом. Надежный был и все разработки наши, отечественные. Брянский машиностроительный завод выпускал отличные
Не буду говорить, что нам легко. Мы переживаем те же трудности, что и все предприятия страны. Работать надо, тогда справимся.
— В последние годы стало создаваться впечатление, что работать некому. Определенный дефицит кадров испытывают все предприятия. И вас, наверное, эта беда стороной не обошла…
— Не хватает не просто кадров, а кадров квалифицированных. Белев город небольшой. Поэтому у нас работают жители Одоева, Арсеньева, Плавска.
Но есть и радостные новости: в Белевском филиале Тульского колледжа сервиса и технологий для нас обучают группу электриков — ребята уже на втором курсе, на первом курсе есть группа токарей, в следующем году, надеюсь, будет группа фрезеровщиков. Один из вузов выразил намерение открыть у нас
Да что там, мы готовы тем, кто хорошо успевает, даже стипендию на старших курсах платить, только бы на завод вернулись. Главное, чтобы по окончании учебы в Москву, в охранники не убежали. Мы сейчас на средства предприятия обу — чаем своих специалистов на заочном отделении ТулГУ. Есть гарантия, что они нам ручкой не помашут? Никакой!
На заводе ведь работать надо, а не просто ждать, пока рабочее время истечет. А к этому, к сожалению, не все готовы — вот главная беда нашей системы образования.
— Но стоит ли жаловаться на систему? Сами говорите, что есть и хорошие новости.
— Для того, чтобы готовить специалистов, нужна хорошая школа. Ну откроют в колледже наши специальности на постоянной основе. Ведь наш завод примет только ограниченное число специалистов. Надо посылать их на другие предприятия.
Уверен, что надо вернуть систему распределения: отучился за государственный счет — отработай на пользу государства! И никакого нарушения прав личности здесь нет: хочешь свободу выбора — никто тебе не запретит идти с дипломом на кассе работать, но только тогда за учебу, будь любезен, плати сам!
— То есть претензии к системе образования
— Нет у меня претензий. Но нет и системы. Образование есть, не спорю. Слышал, что теперь вынашивается идея востребованные рынком специальности в высших и средних учебных заведениях сделать платными, а бюджетное финансирование оставить только для невостребованных профессий. То есть государство будет финансировать подготовку будущих безработных? А остальное оплатят предприятия?
Слава Богу, мы уже почти к этому пришли. Я считаю, что лучшая система подготовки у нас в области в учебном центре Туламашзавода. Но не все могут себе такое позволить. И все же, я думаю, мы выделим у себя участок для подготовки специалистов. Без этого никак нельзя. По крайней мере, пока нельзя.
— А если мы говорим о нежелании молодежи становиться к станку, поможет ли тут система подготовки?
— Конечно, поможет. Только если это будет единая система образования. И работать она должна начинать не после школы, а до нее — прямо с детского сада. Дети готовы
— Сергей Иванович, для того, чтобы привлечь молодежь, надо думать о будущем. У вашего предприятия есть программа развития?
— Обязательно. Мы выполнили первую часть инвестиционной программы 2012–15 годов: заготовительное производство, мехобработку, гальванику головное предприятие АО МТЗ «Трансмаш» разместило у нас, в Москве осталась только сборка. Также мы реформировали систему оплаты труда. Я ее называю децентрализацией: все средства распределяют начальники цехов — в зависимости от объемов произведенной продукции. То есть рабочий заинтересован делать за меньшее количество времени больший объем. От этого растет и зарплата.
Сейчас идет процесс подготовки новой концепции. Я считаю, что это должно быть повышение эффективности производства, полное использование имеющихся мощностей, повышение качества продукции. И все это должно достигаться путем интенсификации: люди должны выполнять больший объем работы не за счет увеличения численности персонала, а за счет использования новой техники и передовых технологий, за счет эффективной организации труда.
Нам предстоит модернизировать инфраструктуру, завершить реорганизацию инструментального и ремонтного производств.
Возможности для этого у нас есть.