Броня крепка, но нужно много денег
02 сентября 2016 00:00
Автор: Никита СКОРИКОВ
Фото: из личного архива О. Лукьянова
А также сил, терпения, умения и знаний.
Реконструктор реконструктору рознь. Одни могут отпилить у кастрюли ручки, надеть ее на голову и назвать себя рыцарем. А есть такие, амуницию которых музеи мечтают заполучить в качестве экспонатов. Олег Лукьянов относится ко второй категории. Он работает с государственными музеями Тульской области и других регионов России. Начиналось же все в девяностые с занятий фехтованием в
Этим же путем из «Дружинной крепости» решили пойти четыре человека, и уже в 2003 году они создали свою организацию.
— На тот момент мы были первыми, кто занимался созданием исторически достоверных предметов оружия и амуниции,— уточняет Олег.
— Свою первую работу помните?
— Конечно. Первый доспех я создавал по музейному образцу. Мы в самом начале работы договорились делать вещи максимально достоверно. С фактурой нам очень помог музей «Куликово поле». В то время в открытом доступе было мало информации об оружии и доспехах
— Но
— Да, но здесь не все так просто. Например, в Европе, где долгое время процветала культура рыцарства, находят в средневековых замках отлично сохранившиеся коллекции доспехов и сразу же выставляют их в витрины местных музеев как символ своей провинции или страны. Наши же, найдя на
И опять же, если музейные экспонаты европейских оружейных музеев отсняты в четырех ракурсах, переработаны в качественную
— И как вы выходите из ситуации?
— Выходом могли стать выездные тематические выставки того же Эрмитажа в города России, но запрет на фотографирование экспонатов рубит эту идею на корню. А если и удастся сфотографировать, то за публикацию таких фотографий нужно будет заплатить музею до 100 000 рублей. И ладно бы они издавали альбомы с этими фотографиями сами… Такая же практика и в Оружейной палате, и многих других музеях.
Поэтому при работе с такими экспонатами приходится
— И что для коллекционера выйдет дешевле — сделать качественную копию или купить оригинал доспеха средних веков?
— Года два назад купить качественный «новодел» выходило дороже, чем заказать оригинальные доспехи. Сейчас же, в связи с ростом курса доллара, цены практически сравнялись. Но, говоря о деньгах, стоит учитывать и редкость оригинальных доспехов: если западной амуниции на аукционах полно, то нашей, русской, практически нет. Хорошо если раз в 10 лет попадется стоящий экземпляр. В основном это зерцала, бахтерцы, юшманы — и то их можно достать только в Турции. Изначально ведь наше вооружение XVII века закупалось именно там, а потом копировалось. С этим, кстати, и связан тот факт, что на аукционе так мало вещей — в мусульманских странах не принято продавать свое родовое оружие, на аукционы в основном выходят те трофеи, которые были захвачены в Европе. Поэтому для музеев мы становимся
— И
— Зерцал на аукционах не видел ни разу, шлем можно купить за 5000 долларов, а полный комплект стоит более 20 тысяч. Казалось бы, зачем платить такие деньги, если можно сделать самому? Но посмотрите: обычная кольчуга состоит из 20–25 тысяч колец, наши мастера с огромным опытом работы и с профессиональным оборудованием могут сделать не более 600 колец в сутки, да и то придется над ними сидеть весь день, не отвлекаясь ни на что. Вот 40 дней только одной кольчугой и занимаемся. Делаем так же, как и наши предки делали, единственное, что дырки в кольцах высверливаем, а не пробиваем, да проволоку не тянем, а получаем готовую.
Для латных доспехов и мечей также получаем пластины, из которых «выкраиваем» будущие заготовки — сами железо не плавим, тем более что даже в средние века не было такого, чтобы в одной мастерской кузнец занимался одновременно и выплавкой, и ковкой.
При поддержке государства, конечно, можно было бы создать аутентичную деревню кузнецов, но сами мы такое не потянем…
— Кстати, говоря об аутентичности, прежде чем передать
— Конечно, все делаем по требованию заказчика, и если нужно вмятину сделать — делаем. Но когда говорят, что вот тут вся поверхность должна быть избита боевым молотом или мечом, я удивляюсь — считаю, это неправильно. Наши русские оружейники XIII века делали очень качественные доспехи и маловероятно, что от удара мечом они могли бы так сильно промяться. Да и в тот период, если человек остался жив после
— Насколько мне известно, некоторые ваши доспехи «засветились» в кино?
— С киношниками мы не часто сотрудничаем, да и они не любят работать с настоящим железом. 99% доспехов, которые вы видите в фильмах,— пластик. Это стоит дешево, а с расстояния в три метра выглядит так же. Наш дебют в кино состоялся на съемках фильма «Александр. Невская битва». Все доспехи первого плана — наши. Но и тут не обошлось без проблем. Главному герою надевают пластик, он в нем более — менее нормально отрабатывает дубли, а в следующем кадре на него надевают металлические доспехи и уже после 10 минут сражения у него фиолетовое лицо и пот градом. Как актер сам признался, за время съемок он похудел на 3 килограмма.
Одна из последних наших работ для кинематографа — атрибуты и амуниция воинов в фильме «Орда». Здесь мы столкнулись с другой проблемой: боевое оружие и доспехи зачастую довольно невзрачно выглядят, а художник по костюмам хочет видеть все это гораздо более эффектным. Когда показываем оригиналы — расстраивается.
По достоинству оценить такие образцы могут только в музеях. Наши работы сейчас размещены в
Справка
Максимальный вес кольчуги 20 кг.
Вес меча от 1,2 до 1,6 кг. Его длина около 90 см.
3 кг — вес шлема, выдерживающий удары копьем, мечом и булавой.