Обучение «необучаемых»
01 апреля 2016 00:00
Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ
Фото: автора
Люди с задержкой в умственном развитии часто получают диагноз «необучаемый». Официально в медицинских документах такой термин не используется; в историях болезней фигурируют сложные названия заболеваний, ведущих к социальной дезадаптации. Заключение о невозможности обучения в основном ставят социальные работники и воспитатели в детских домах.
Из детей — в престарелые
Таких инвалидов детства, не имеющих родственников, после совершеннолетия зачастую направляют сразу в дом престарелых. В ГУ ТО «Дубенский
До недавнего времени они не могли расплачиваться в магазине, читать вывески, этикетки, не разбирались в том, сколько денег держат в руках. То есть считались неспособными ориентироваться в окружающей действительности без посторонней помощи. Но верно говорят, что диагноз — еще не приговор. Было бы желание, настойчивость, вера в лучшее, и тогда победить любой недуг можно. Это доказали своим примером сотрудники и подопечные Дубенского
Интернатовский ликбез
— Они не могли прочитать меню в столовой,— рассказывает библиотекарь
В то, что диагноз «необучаемый» для людей с ограниченным развитием — не окончательный, раньше других поверили библиотекарь и культуровед
— С самого начала занимались чтением по слогам, пробовали писать, считать. Все это они делали с удовольствием,— продолжает свой рассказ С. Овчинникова.— Более того, если мы
За год обучения «необучаемых» удалось добиться невозможных с точки зрения психиатрии результатов. В присутствии корреспондента «Молодого коммунара» обреченные на неграмотность читали, складывали в уме цифры, рассказывали таблицу умножения и писали диктант. Все это инвалиды делали с огромным воодушевлением, доказывая, что они полноценные люди и могут добиваться многого из того, в чем им изначально было отказано.
— Так они уже общаются в интернете,— с нескрываемым удовольствием и гордостью за результат своей работы говорит культуролог Елена Ананьева.— Приходят и рассказывают: «Мы вчера переписывались в интернете, ты представляешь!» Конечно, встречаются еще ошибки, не все сразу. Тем не менее у них уже многое получается.
В каждой комнате
В чем секрет?
— Просто к каждому нужен подход,— утверждает Светлана Овчинникова, лишний раз доказывая, что никаких секретов в этом нет.— Понимаете, поначалу мы с каждым сидели отдельно и подолгу. Это сейчас с целой группой занимаемся — кому задание писать, кому считать, кому еще чего. А поначалу учили буквально, как детей в первом классе: «М» — мама, «Р» — рыба и так далее.
— Я научилась читать меню, а когда мы выезжаем из интерната, я читаю вывески, объявления,— рассказывает Ирина Лосева.— В магазине знаю теперь, что где продают и сколько стоит. Учиться очень интересно и нужно. Книжки можно читать разные, сказки.
Захар Гладков раньше не умел писать, теперь научился.
— Даже расписаться в документах не мог,— вспоминает он,— а сейчас расписываюсь. Буду и дальше учиться. Мне это нравится.
Ирине — 39 лет, Захару — 21. У обоих в личном деле написано «необучаемы».
Вслед за ликбезом активное развитие получила и самодеятельность. Подопечные полюбили сказки не только читать, но и ставить по ним спектакли на сцене актового зала.
— В том году мы ставили «Шехерезаду» на новогодний лад, в этом году — «Золушку». К 8 Марта проводили игру «Угадай мелодию». Помимо прочего они у нас поют, минусовки сами находят в интернете. Еще любят заниматься рукоделием, вышивать и рисовать. Мы на 9 Мая делали цветы из салфеток, они с таким азартом всем этим занимаются.
Вернуться в общество
Дубенский
Трагедия заключается в том, что не все сотрудники социальных учреждений для инвалидов и престарелых берут на себя дополнительный, неоплачиваемый труд — учить грамоте людей, заведомо «неспособных» к этому, по мнению врачей и воспитателей. В Дубне вот этим занялись штатный библиотекарь и внештатный культуролог от благотворительного фонда «Старость в радость», а в других учреждениях такие подопечные так и живут без элементарных навыков. А умей они читать и писать, могли бы, пожалуй, освоить
Практика показывает: при обоюдном желании соцработников и их подопечных непреодолимых барьеров нет. Тем более что большинство инвалидов хотят чувствовать себя полноценными людьми. Может быть, следует в домах инвалидов и домах престарелых вводить дополнительные штатные единицы для обучения «необучаемых». Ну и сам термин, наверное, пора исключить, потому как кроме вреда и без того несчастным людям он ничего не приносит. Или государству проще вынести вердикт и назначить пенсию, чем помочь человеку стать таким же, как все?