Связь без брака

Назад

25 марта 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: theguardian.com

Дети подарили пожилому отцу на юбилей мобильный телефон с сим-картой одного из крупных сотовых операторов. Анатолий Григорьевич был очень доволен — но только до тех пор, пока не обнаружил, что деньги с его счета списываются с подозрительной скоростью.

Красивые девушки ежедневно

Анатолий Григорьевич пользовался телефоном экономно — говорил в основном с детьми и внуками, к тому же чаще именно они ему звонили, а за входящие звонки, как известно, абонент не платит. А на то, что на его номер периодически приходят какие-то СМС-сообщения, пенсионер просто внимания не обращал — все его родные знали, что читать он их так и не научился, поэтому эту услугу не использовали.

Разобраться с проблемой Анатолия Григорьевича решил его внук Андрей — он изучил содержимое телефона и с изумлением обнаружил, что память буквально забита СМС-ками: прогноз погоды, гороскоп на каждый день, новости, курсы валют, сообщения с сайта знакомств. Оказалось, 85-летний Анатолий Григорьевич, сам того не подозревая, умудрился подписаться на все что можно, включая эротические сервисы «Самые красивые девушки ежедневно» и «Изучай все позы Камасутры». Андрей обратился к оператору и попытался объяснить, что дед не мог этого сделать, однако ему выдали распечатку, свидетельствующую о том, что пенсионер нажимал кнопку ОК на все поступающие предложения.

— В такой ситуации списанные со счета средства, к сожалению, вернуть не удастся,— комментирует ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей (ЗПП) управления Роспотребнадзора по Тульской области Алексей Демидов.— Сотовые операторы, как правило, используют сертифицированное оборудование, и оно точно фиксирует все действия абонента. Однако бывают случаи, когда удается доказать, что дополнительную платную услугу потребителю оператор подключил без его согласия, а значит, оплату получает незаконно. К нам в отдел однажды обратилась женщина, обнаружившая, что с нее взимают плату за пользование интернетом, хотя свой телефон к сети она не подключала. Наши специалисты помогли ей написать письменную претензию и потребовали у оператора подробную распечатку. Он отказался ее предоставить, тем не менее деньги абонентке вернул и вынужден был заплатить штраф за обман потребителя. В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ ответственность для юридического лица за такое правонарушение составляет от 20 до 40 тысяч рублей…

СМС в законе

Понятное дело — чем сложнее гаджет, тем легче поймать какую-нибудь ненужную подписку, даже не заметив этого. Специалисты советуют почаще заходить в личный кабинет и отключать все лишнее. А если вы не умеете это делать — регулярно наведывайтесь в офис своего оператора и устраивайте «чистку» с помощью менеджера.

Сложнее с изменениями условий тарифа. Дочь Аллы Викторовны учится в Москве, поэтому тулячка специально выбирала тариф с недорогой внутрисетевой междугородной связью. Несколько месяцев мать и дочь звонили друг другу и радовались, что это совсем недорого. Условия тарифа изменились внезапно и без предварительного предупреждения — в результате Алла Викторовна «попала» на серьезную сумму.

— Оператор сотовой связи вправе менять условия тарифа в одностороннем порядке — обычно такую возможность заранее прописывают в договоре,— подчеркивает Алексей Демидов.— Однако он обязан предупредить об этом клиента не позже, чем за 10 дней. Другое дело — как именно? Раньше законодательство о связи обязывало публиковать сообщение в СМИ. Сайты крупных операторов были зарегистрированы как СМИ, информация размещалась, как правило, именно там. Формально правила соблюдались, но абонентам от этого легче не было. С 2015 года закон обязывает операторов уведомлять потребителей не только через средства массовой информации, но и персонально, с помощью СМС. Надо сказать, это требование чаще всего исполняется, но бывают и исключения. Один из последних скандалов случился, когда крупный оператор перевел услугу «Вам звонили» на платный режим — СМС-предупреждения тогда получили не все…

Не плати по чужим долгам

Большинство жалоб пользователей сети интернет, поступающих в отдел защиты прав потребителей тульского Роспотребнадзора, касаются качества предоставляемой услуги: скорость низкая, перебои и т. д. Жалобы туляки направляют не по адресу — этими вопросами занимается Роскомнадзор. Но есть ситуации, в которых проконсультировать и помочь могут и специалисты Роспотребнадзора.

Однажды в отдел ЗПП позвонил возмущенный мужчина: он переехал в другую квартиру, предварительно отключив домашнее оборудование, обеспечивающее выход в сеть. Вернулся — и обнаружил счет за все месяцы своего отсутствия.

— Это типичная ошибка потребителей, и в данном случае оператор совершенно прав,— поясняет Алексей.— Договор на предоставление услуг вы заключали письменно — и расторгать тоже должны письменно. И обязательно лично — надо помнить, что договор заключается с конкретным физическим лицом.

К слову, это обстоятельство бывает очень важным, если человек, например, живет на съемной квартире, проводит интернет, а потом съезжает — и хозяин возвращается домой. Даже если временный жилец не расторгнул договор и его долг накапливается, оператор не имеет права требовать деньги с владельца квартиры. По-хорошему, при заключении договора с абонентом оператору надо бы проверять его регистрацию. Однако в наше время многие живут не по месту официальной регистрации, поэтому операторы предпочитают рисковать, но не терять потенциальных клиентов…

Правило, о котором говорит Алексей Демидов, распространяется не только на интернет, но и на другие виды услуг — например, кабельное ТВ или общедомовую антенну.

Обычная история: человек купил квартиру на вторичном рынке жилья, въехал — и попал под давление фирмы, оказывавшей услуги предыдущему владельцу жилья. Предприятие забрасывает нового хозяина квитанциями на оплату, угрожает судом, долг растет, пени накручиваются. Здесь главное — не поддаваться. Договор заключался с кем? С конкретным человеком, а не с квартирой — к нему пусть и предъявляют претензии, если найдут, конечно. Вы — совершенно иное лицо, по чужим долгам платить не обязаны, расторгать чей-то договор не имеете права.

Подвиг гуманитария

Еще одна типичная ситуация: возникли проблемы с домашним интернетом или цифровым телевидением, абонент звонит в колл-центр оператора, пытается под телефонным руководством технического сотрудника наладить связь… Тулячка Ольга таким образом «чинила» свой интернет не раз — для нее как для гуманитария это было нечто вроде подвига. Но однажды устранить неполадки не удалось — инженер предположил, что проблема в модеме, и посоветовал вызвать платного мастера. Ольга возмутилась: модем ей был предоставлен самим оператором, разве не он должен его обслуживать, причем бесплатно?

— Здесь ситуация тонкая,— считает Алексей Демидов.— Надо тщательно изучить договор — на каких условиях вам был предоставлен модем или роутер: сдан в аренду, продан «за рубль», подарен. От этого зависит, можете ли вы настаивать на бесплатном обслуживании домашнего оборудования или нет…

Ольга проявила настойчивость, и уже на следующий день в ее квартиру пришли «бесплатные» мастера и молча заменили неисправный модем на новый. Настойчивость и уверенность в своей правоте иногда творят настоящие чудеса…

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных