Английский на уровне выживания

Назад

18 марта 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: gazeta-licey.ru

С 2022 года ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным для всех выпускников. Готовы ли тульские школы к новому испытанию и какой уровень знаний смогут показать нынешние пятиклассники?

Показатели лучше среднероссийских

Речь прежде всего идет об английском — в Тульской области, так же, как и в других регионах России, на изучении именно этого языка настаивают родители школьников. Что объяснимо: без знания английского сегодня трудно быть успешным в бизнесе и экономике, науке, информатике и дипломатии. Знание английского языка необходимо при поступлении в престижный вуз, без него сегодня сложно сделать карьеру. Владея английским, можно объясниться, если вы путешествуете по любой стране.

— Английский стал настолько доминировать, что у учителей немецкого и французского появился риск остаться без работы,— комментирует заведующий кафедрой английской филологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, председатель региональной комиссии ЕГЭ по английскому языку Владимир Андреев.— «Немцы» и «французы» сегодня в основном востребованы в школах с лингвистическим уклоном, лицеях и гимназиях…

Срок введения ЕГЭ по иностранному языку в нашей стране отодвигался три раза. Не исключено, что и 2022 год будет не окончательным. Хотя введение ГИА по иностранному в 2020-м и ЕГЭ в 2022-м — логичное решение. Нынешние пятиклассники, ведь именно им предстоит в этом смысле быть пионерами, учатся по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. А новые ФГОСы предполагают не только изучение иностранного языка со 2-го класса, но и изучение второго иностранного — с 5-го. Правда, к последнему большинство российских школ, и тульских в частности, оказались не готовы, поэтому для реализации этого нововведения назначен переходный период в 2–3 года.

— Сегодня трудно объективно оценить уровень знаний английского языка у тульских школьников,— признается Владимир Николаевич.— Мы можем делать выводы только исходя из результатов ЕГЭ, которые наши ребята с 2008 года сдают «по выбору». А если ребенок выбирает этот предмет, значит, он уверен в его знании или он ему нужен для поступления в вуз. Большинство сдающих ЕГЭ по английскому в Тульской области — выпускники лингвистических школ, лицеев и гимназий, где обучение ведется на высоком уровне, многие дополнительно занимаются с репетиторами. Поэтому у нас в регионе хорошие результаты — на 2–3 балла выше среднероссийских. Тем не менее всегда есть порядка 30 ребят из районов области, не набирающих даже минимальное количество баллов, то есть сдающих на «двойку». Думаю, что проблемы с преподаванием иностранных языков в регионе есть, и они прежде всего связаны с недостатком мотивации — и у учителей, и у учеников…

Поклонники сальсы учат испанский

Что касается учителей — с этим все ясно. Не так просто молодого специалиста, окончившего иняз, заманить в школу, тем более сельскую: в Туле можно найти менее хлопотную и лучше оплачиваемую работу. Частично выручают выпускники-филологи, получившие специальность «преподаватель английского языка» как дополнительную. А с детьми еще сложнее. Для второклассника «карьера» и «престижный вуз» — категории умозрительные. Здесь может помочь сама специфика этого предмета, который, по сути, беспредметен, но имеет отношение ко всем сферам жизни. В семьях, хоть раз отдыхавших с детьми в других странах, ребенку не надо на пальцах объяснять, зачем учить иностранный язык. Сами стремятся выучить как можно больше английских слов юные киноманы и поклонники компьютерных игр. Иностранный язык как жизненная необходимость приходит через культуру, через интерес к чему-то новому, причем вне зависимости от возраста.

Советский подросток, как известно, «английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон». Девушки поколения «нулевых» азартно учили испанский, потому как стало модно танцевать сальсу. Поклонники итальянской эстрады прекрасно знали значение слова «феличита». Взрослые начинают покупать английские словари и разговорники после того, как во время турпоездок за рубеж попадают в неловкие ситуации в отелях и магазинах.

— Предстоящий обязательный ЕГЭ по иностранному языку планируется так же, как это сделали с математикой, разделить на два уровня — базовый и профильный,— поясняет Владимир Андреев.— Базовый соответствует общемировому уровню А-2 — так называемому уровню выживания. Его должно хватить, чтобы объясниться в гостинице, в магазине, заказать еду в ресторане, написать поздравительную открытку и т. д. Знание иностранного на уровне А-2 потребуется при сдаче ГИА в 2020 году от девятиклассников. 11-классники в 2022-м, кроме того, должны будут выразить на иностранном языке свое мнение по какому-либо поводу и аргументировать его. Научатся ли всему этому наши школьники? Условия для этого есть. Важно, что сегодня у нас в школах используются очень хорошие учебники с приложениями в виде рабочих тетрадок, мультимедиа для аудирования текстов и др.

Как удлинить жизнь

По словам Владимира Николаевича, современные дети практически не испытывают комплексов, пытаясь общаться на иностранном языке — в отличие от людей старшего поколения, учившихся в советской школе. Мы и слова в большом количестве зубрили, и грамматические конструкции отрабатывали — а при необходимости поговорить с носителем языка впадаем в ступор.

— Как это ни странно, здесь помог формат ЕГЭ,— комментирует Владимир Николаевич.— Мы, преподаватели, даже этого не ожидали. Когда в экзамен ввели задание по аудированию текста, школьные учителя стали больше заниматься этим на уроках — и ребята на выпускных испытаниях продемонстрировали умение понимать английскую речь. Ввели говорение — ребята заговорили…

Конечно, знание иностранного языка необходимо не только для того, чтобы получить качественное образование, найти перспективную работу и свободно чувствовать себя в другой стране. Сам процесс изучения другого языка расширяет границы, дает более объемную картину мира. А еще, как говорят ученые, развивает аналитическое, синтетическое, критическое мышление и воображение, а также снижает риск инсульта и атеросклероза и удлиняет жизнь…

Главное — научить коммуницировать

— С ресурсами и оборудованием в классах иностранных языков сейчас у нас очень хорошо,— считает Анна П., учитель английского языка одной из тульских школ.— Есть аудио, видео, компьютеры, интерактивные доски, причем не только в городских, но и сельских школах. Английский язык в школе пострадал от другого — урезан федеральный перечень учебников, которые мы можем использовать. Из тех, что использовались в школах Тульской области, из списка ушли более 50%, в том числе «Миллениум», учебники Биболетовой и Кауфман. Но вообще-то английский сейчас на подъеме, и часов в школе хватает. Иностранным языком, как правило, занимаемся и в рамках внеурочной деятельности — по выбору родителей.

При этом я не уверена, что нужен обязательный ЕГЭ по английскому. Когда проводили пилотный ЕГЭ по английскому и в нем участвовали только сильные школы, не все дотянули до установленных минимальных 36 баллов. Сегодня, когда иностранный сдается по выбору, минималка снизилась до 21–22 баллов — это ведь о чем-то говорит… Не всем дано хорошо знать иностранный язык. Но вот научить ребенка свободно коммуницировать школа должна. И для этого, на мой взгляд, не нужно делать ЕГЭ обязательным…

Тулячка Наталья, мама 10-классника:

— Мой сын Андрей закончит школу раньше, чем введут обязательный ЕГЭ по английскому, но я не думаю, что это стало бы для нас проблемой: сын с удовольствием учит язык, у него отличные оценки, любит смотреть англоязычные фильмы без дубляжа. У Андрея есть стимул — общение в соцсетях с ровесниками из других стран. А года полтора назад мы побывали в Германии, и сын под впечатлением от первой в своей жизни поездки в другую страну сам начал учить немецкий язык — даже некоторое время занимался с репетитором, правда, потом остыл — стало некогда, нагрузки в школе большие…

Ольга, мама 5-классницы:

— Моей дочери английский язык дается плохо, я пытаюсь с ней заниматься, но сама в школе французский учила, так что мало чем могу ей помочь. Надеюсь, моего ребенка в школе все же научат владеть языком на элементарном уровне, чтобы она смогла как-то объясниться на бытовом уровне, если будет такая необходимость. Но обязательный ЕГЭ по английскому — это чересчур, русского и математики вполне хватает…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных