Как сотворили мир

Назад

29 января 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Сергей НОРИЛЬСКИЙ

Новую книгу об обороне Тулы — роман Николая Стещенко-Фролова «Плач о сотворении мира» — выпустил издательский отдел музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

До этого автор писал повести и рассказы для детей и юношества, печатался в центральных и местных изданиях, много лет редактировал ведомственный журнал. И вот — роман, большое, почти эпическое произведение.

Заголовок сначала кажется излишне возвышенным, даже претенциозным. Не сразу, лишь по мере погружения в книгу, начинаешь понимать подлинный замысел автора. Перед читателем — высокая и ответственная проза, написанная на документальном тульском материале, времен обороны города, освобождения Ясной Поляны. Повествует книга и о роли наследия великого Льва Толстого в те страшные годы. Во времена величайших трагических событий оно, оказывается, было вполне актуально.

В книге действуют реальные исторические персонажи и вымышленные герои под условными фамилиями. Вся военная линия, тема защиты города оружейников, построена на документальном материале. Советский генерал Болдин на приеме у начальника Генштаба маршала Шапошникова слышит от него: «Гитлер бросил под Тулу лучшие части. Захват города поручил опытнейшему генералу Гудериану, своему любимцу. Отсюда ясно, какое значение придают фашисты взятию Тулы».

Писатель знакомит нас и с самим Гудерианом. И делает это не шаблонно, не в духе гротескных приемов военного времени, а опять-таки с высоты эпических задач, которые перед собой поставил. Подобно тому, как, читая «Войну и мир», мы видим перед собой не трафаретные образы ненавистных противников, а живых людей — от последнего французского солдата до Наполеона, Стещенко отваживается так же представить читателю исторических персонажей во всеоружии бытовых подробностей и характерных черт.

Так, удивительно изображает Стещенко встречу Гудериана с жительницей разбомбленной русской деревни под Тулой. Она стоит у остова печки, что одна и осталась от множества домов. Генерал пытается беседовать с ней с помощью адъютанта-переводчика. «Гудериан приказал шоферу остановиться и подошел к женщине… С минуту молча наблюдал за ней, затем слегка повернул голову влево, где слышал дыхание переводчика…

— Спроси у нее, почему не ушла туда, где осталась жизнь? — переводчик с брезгливой гримасой перевел слова генерала.

— На Руси говорят: «Там хорошо, где нас нет», а теперь везде нехорошо — вой — на,— степенно ответила женщина.

— Разве тебе не холодно на морозе? — спросил Гудериан…

— Я дома, у меня вот печка… Поутихнет — отстроимся».

В галерее образов, созданных автором, естественны и органичны не только лица исторические, как живые и даже знакомые воспринимаются обобщенные образы защитников города, рядовых тружеников земли тульской, вовлеченных в вихри войны народной. Вот саперы Блажко, Светелкин, Линев, Калинка, Соколков, Клейменов, Худокормов. У каждого из них — своя история и свои счеты с фашистами. Для каждого находит автор какие-то особенные черты. Есть здесь династия оружейников Ранковых, есть яснополянские подвижники, Корзников, Щеголевы, действующие под своими реальными фамилиями, лейтенант Осинцев… По ходу действия появляются все новые и новые персонажи, и каждый из них неповторим и обаятелен и для каждого находит автор свои краски. Поистине Николай Егорович Стещенко-Фролов не просто добросовестный летописец, но и одаренный художник.

Выход такого романа — большое событие для города и горожан. Думается, что в канун очередного юбилея обороны Тулы все мы получили замечательный подарок. Хотелось бы, чтобы этот роман читали и изучали наши юные и взрослые граждане, чтобы знали, как сотворили мир их славные земляки.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных