Математическая минималка: обучение по стрелочкам
22 января 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: kognitsio.ru
В прошедшем году ЕГЭ по математике для выпускников впервые разделили на два уровня: базовый и профильный. А это значит, что теперь более продвинутые ученики будут изучать математику, что называется, «для науки», остальные — «для жизни».
Круче не тот, у кого новый смартфон
Решение, безусловно, упрощающее жизнь детей, однако, по мнению некоторых экспертов, оно может нанести окончательный удар по российскому математическому образованию —
Корреспондент «Молодого коммунара» побеседовала с родителями, школьными учителями и преподавателями тульских университетов для того, чтобы разобраться, что происходит с преподаванием математики в школе, насколько высок уровень знаний у поступающих в вузы и есть ли рациональное зерно в разделении учеников на «базу» и «профиль».
Людмила К., мама ученика
— Я сама училась в обычной советской, потом — российской школе: закончила 11 классов в 1992 году. И если с гуманитарными дисциплинами у меня все было хорошо, то с математикой — просто беда: я ничего не понимала. Числилась в классе в математических дураках, переживала всяческие унижения со стороны учителей. На выпускном экзамене по математике мне натянули «тройку» — к взаимному облегчению.
Я рада, что сейчас у моего сына совершенно иная ситуация. Он учится в Хомяковской школе — она самая маленькая в Туле, в классе — 19 человек, и учительница у нас очень хорошая, к каждому ребенку — индивидуальный подход. В нашей школе обучение проходит по программе цикла «Школа России». Она считается самой элементарной, но я думаю, что курс оптимальный: никакой гонки, никакого давления на детей. Все темы изучаются медленно, последовательно, закрепляются. Не везде так: у моей подруги сын тоже в
Я поддерживаю разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный. Лично мне она так и не понадобилась — я успешно закончила гуманитарный вуз. А если у ребенка есть способности к точным наукам — он может поступить в профильный класс и в будущем поступать в вуз на специальность, где глубокое знание математики необходимо…
У
— Я сама
Что же касается обычной математики в обычной школе, то здесь так: повезет с учителем — дотянет ученика до среднего уровня. А если не повезет? Думаю, многое зависит от родителей: развивающих дистанционных курсов, интересных и увлекательных, в сети масса… А переводить школьную математику на заведомо минимальный арифметический уровень — на мой взгляд, неправильно…
Чтобы «профиль» не страдал и «база» не спала
— Разделение ЕГЭ по математике на два уровня лучше для ребенка, если он гуманитарий: ему не надо так глубоко вникать в сложный материал — достаточно сдать базу. С другой стороны, тест в любом случае — это натаскивание, здесь главное — научить, в каких случаях какие формулы применять: приходится уходить от логики, от абстрактного мышления,— признается Анна Алексеевна, учительница математики в старших классах одной из тульских школ.— Недостаток всего этого ученик мог бы добрать на занятиях истории, английского или другого гуманитарного предмета по выбору, который ему нужен для поступления, но ведь там тоже тесты, тоже натаскивание!
Конечно, школьные учителя стараются сохранить творческое начало, без которого изучение любой дисциплины, и математики в том числе, неполноценно. Но это с каждым годом становится все сложнее. Тестовый формат — это когда задача решается ради результата, а не ради процесса. Исключается этап рассуждения — как именно ты это сделал. А на устном экзамене ты обосновываешь свое решение, объясняешь логику действий — это очень важно.
И еще об одном. В моем
На разных полках
Мы провели
А преподаватель информатики обратила внимание на то, что у первокурсников знания по математике и по информатике «лежат» в мозгах на совершенно разных «полках» и не «перемешиваются». Приходится убеждать ребят в том, что хороший программист должен не только владеть технологическим арсеналом, но и иметь солидную математическую подготовку. И еще такой факт. Первокурсники, которые хорошо ориентируются в информационных технологиях и в железе, но не в ладах с математикой, очень скоро исчерпывают свой технологический потенциал и начинают все больше и больше отставать от тех студентов, которые начинают программировать с нуля, но дружат с математикой…
Когда вероятность равна 15
С идеей разделить ЕГЭ по математике на выпускной и приемный солидарен доктор
— На мой взгляд, в школьном математическом образовании все изменилось с введением ЕГЭ — с 2002–2003 годов, когда школа перестала учить математике, а стала натаскивать на сдачу единого государственного экзамена. Уровень знаний у первокурсников настолько упал, что мы вынуждены были для них вводить новую дисциплину — нечто вроде адаптивной математики, то есть доучивать. Впрочем, и это не очень помогает. Страшно даже не то, что ребята не знают материал, а то, что не слишком хотят его знать. С тех пор как в нашей стране, как говорится, «деньги идут за студентом», у некоторых появилась уверенность, что в любом случае их не отчислят, а значит, и стараться не надо…
Когда я в 1976 году пришел преподавать в Тульский политехнический институт, в группе из 25 человек было не больше пяти откровенно слабых студентов. Сегодня из тех же 25 — два — три, максимум пять сильных студентов, остальные — троечники, если не двоечники…
Федеральный институт педагогических измерений провел исследования и пришел к выводу, что сегодня в России только 13% выпускников способны учиться на технической специальности в вузе, еще 23% — потенциально могут учиться при условии, что будут очень стараться. В Туле 75–80% выпускников поступают в вузы, из них, увы, половина фактически не способна учиться. На первом курсе на экзамене по математике — до 50% двоек…
Разделение ЕГЭ по математике на два уровня, думаю, только ухудшит ситуацию. Одна учительница, занимающаяся репетиторством, мне однажды сказала: «на базовый уровень я натаскаю любого дурака». А базовый уровень — это элементарные, простейшие задания. В общем, придумали лазейку для недобросовестных учителей и нерадивых учеников…
Что делать?
Игорь Михайлович рассказывает курьезный случай: студент, решая задачу на вычисление вероятности, делает ошибку и получает результат «15». Преподаватель, беседуя с ним, с изумлением обнаруживает, что юношу полученный ответ нисколько не смущает: тот не знает, что результат не может быть больше единицы, потому что в принципе не понимает, что это такое — «вероятность».
— Я показывал своим сегодняшним первокурсникам задачи из билетов со вступительных экзаменов середины