Заменить metal на металл
22 апреля 2022 07:21
Автор: Александр ИВАНОВ
Фото: правительство Тульской области
«Папка вернулся из-за границы!» — ребёнок радуется при виде большого чемодана, предвкушая подарки. Но в чемодане — не сувениры и игрушки, а, к примеру, микросхемы или подшипники... В этой картине нет ни грамма гротеска, это — возможное ближайшее будущее в представлении ряда предпринимателей, занимающихся в России производством.
В памяти возникает классический советский снабженец, добывающий для родного предприятия материалы: у него с собой несколько подарочных бутылок коньяка, куча бумаг и большие командировочные, а в перспективе — премия за то, что «достал» металл, нитки, цемент и пр. Но концептуальное отличие от сегодняшнего дня — в том, что перед тем снабженцем стояла задача лишь отыскать в хитросплетениях советской индустрии нужное и «выбить» поставку или обмен ненужного на нужное. Искомое чаще всего где-нибудь, да производилось на просторах своей страны. Ему не нужно было ломать голову, как организовать закупку материалов или комплектующих в Японии или Испании, тем более, если действуют санкции и нам ничего не хотят поставлять даже за живые деньги.
В деловых изданиях одним из самых часто употребляемых сегодня вновь стало слово «импортозамещение». Несколько лет назад разговоры о необходимости замены импорта отечественным были больше похожи не столько на экономическую, сколько на патриотическую кампанию. А в новой реальности, обрушившейся на нас, это становится условием выживания производств.
Некоторые предприниматели отчаялись и готовы буквально в чемоданах возить материалы и комплектующие из-за рубежа. В частности, такой путь, если Россия будет полностью изолирована из-за санкций, допускают собеседники радио «Ъ FM». Многие поставщики отказываются от сотрудничества с российскими компаниями из-за риска оказаться под ограничениями, а сами предприниматели вынуждены переплачивать за сложные логистические цепочки. При этом, как выяснили аналитики Высшей школы экономики, почти все отрасли крайне зависимы от импорта, а на замещение зарубежных товаров могут уйти годы.
Автор этих строк поинтересовался у знакомого предпринимателя, занимающегося монтажом, обслуживанием и ремонтом автоматических ворот, рольставней, шлагбаумов, есть ли проблемы с поставками из Германии, которая в этой сфере — законодатель технической моды. Он пояснил: немецкие ворота и автоматика поставляются, как и прежде, но, возможно, здесь имелось затоваривание, да и спрос просел из-за взлёта евро. Но не одной Германией живы: уже с начала пандемии в приоритете стал один из белорусских производителей. Железо для производства откатных ворот они используют российское, а автоматика к ним выпускается под их брендом в Китае (для немцев и итальянцев — тоже там). К нашему железу — да голову бы приложить...
Глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов в интервью «Парламентской газете» высказался оптимистично, заявив, что «для нас реально освоить производство любой продукции... Всё, что касается „железа“, — умеем. А что касается электронных блоков, компьютеров — надо думать, каким образом замещать. И мы сможем это сделать. Со временем».
В этой связи глава финансового комитета Совфеда вспомнил конец
В беседе с Анатолием Артамоновым зашла речь и о регионах, где расположены предприятия автопрома. Они сегодня испытывают те же самые сложности с поставками комплектующих. Производители ищут возможность поставок комплектующих по другим каналам: из Китая и других стран. Наладить самим производство автомобилей на покинутых иностранцами заводах не получится: по словам председателя комитета, конвейеры там рассчитаны на производство строго определенной марки. Если что-то другое выпускать, нужно построить новый завод.
А вообще сегодня, по информации портала ixbt.com, в России из-за нехватки комплектующих и разрыва логистических цепочек осталось всего четыре работающих автомобильных завода, один из которых — «Хавал Мотор Рус» в тульской Узловой (с 24 апреля должен возобновить производство «АвтоВАЗ»). С начала 2022 года на территории России открылись ещё три дилерских центра марки Haval (всего их 114). Правда, цены... Девять месяцев назад, когда кроссовер «Джолион» этой марки только появился на нашем рынке, его стоимость начиналась с отметки в 1 189 000 рублей, а сейчас за эту машину придётся выложить минимум 2 399 000 рублей (по данным dvizhok.su).
О китайских товарищах мы все знаем, что они строго «держат нос» по макроэкономическому ветру и всегда готовы к захвату освобождающихся рынков. Компания GreatWall, чьей дочкой является «Хавал Мотор Рус», не собирается покидать российский рынок «в ближайшее время». Об этом сообщает издание Nikkei со ссылкой на представителя концерна. При этом он отметил, что тяжелая геополитическая ситуация и санкции западных стран могут «внести некоторые коррективы» в их бизнес-планы в России. Остаётся надеяться, что эти коррективы завода в Узловой не коснутся.
Однако всё же будем реалистами: на иностранные инвестиции (за исключением Азии) в ближайшие годы надежды мало. Поднимать экономику страны и «импортозамещаться» нужно, по словам того же Анатолия Артамонова, «при поддержке российских инвесторов, которые должны перестать бояться потерять деньги, вкладывая их в крупные проекты».
Вот в этом «должны перестать бояться», думается, собака и порылась: от того, сколько на это уйдёт времени, и зависит, когда наша экономика сможет заменить metal на металл.