Загадка лётчика Круглова
11 декабря 2020 00:19
Автор: по материалам статьи Михаила Тимина
В поисках героя
Как пишет Михаил Тимин, для него эта история началась лет десять назад. Тогда при изучении воздушного сражения 22 июня 1941 года его внимание привлек
Этот факт зафиксирован в оперативной сводке штаба
Скудные факты о капитане Круглове привели исследователя в столицу — в июле 1941 года
Однако уже в конце сентября
Именно благодаря им выяснилось, что полком в 1941 году командовал однофамилец интересовавшего историка Круглова — тоже капитан (вскоре майор, а потом и подполковник) Владимир Петрович Круглов.
Он был опытным летчиком и командиром, пережил войну, заявил три личные победы над немецкими
Но всё же, куда пропал тот, первый Круглов, герой сражения в районе аэродрома
— К сожалению, никаких подробностей гибели героя на данный момент установить не удалось — не помогла даже поездка в Тулу,— пишет исследователь.— В местном краеведческом музее знают про
Бой в облаках
Подробности одного из воздушных боев Николая Круглова сохранились в представлении летчика к награде.
«Доношу, что 07.08.1941 в 17:10, получив сообщение с КП аэродрома Тула о пролёте [самолёта противника] на большой высоте из района Сухиничи с курсом на Тулу, мой заместитель капитан Круглов на самолёте
Во время поисков противника в указанном районе капитан Круглов услышал по радио сообщения, что противник находится над ним. Не заметив никого в указанном направлении, он стал наблюдать за следом конденсации и после непродолжительного наблюдения на расстоянии 7–8 километров и выше на 200–300 метров заметил точку, которая приближалась к нему.
На расстоянии 3–4 километров, опознав самолёт противника, капитан Круглов начал набирать высоту, одновременно приводя в боеготовность пулемёты. Когда противник был на дистанции 300–500 метров, капитан Круглов произвёл лобовую атаку, дав по самолёту противника две очереди. Но ввиду того, что стрельба производилась с кабрирования и на наборе высоты, самолёт капитана Круглова свалился на левое крыло, и противник прошёл над ним в 100–150 метрах, очевидно, ничего не заметив, так как огня по самолёту капитана Круглова не вёл.
После вывода самолёта капитан Круглов, набирая высоту, снова повторил преследование противника и, зайдя
Противник, уходя со снижением, вошёл в плотную массу облачности. Продолжать дальнейшее преследование противника и вести за ним наблюдение не удалось
По полученным мной сведениям, самолёт противника, подбитый капитаном Кругловым, произвёл вынужденную посадку в районе Малоярославец, экипаж самолёта захвачен в плен местными властями на месте вынужденной посадки самолёта».
Редкая удача — сохранилось не только это представление, но и воспоминания одного из членов экипажа сбитого Кругловым «Дорнье», радиста Кристиана Штирнвайса. И, надо отметить, в этом случае советские и немецкие данные совпадают до мелочей. Вражеский экипаж действительно «проспал» атаку и не видел атаковавший снизу истребитель.
«7 августа 1941 года мы вылетели с заданием сфотографировать Тульский аэродром (около 180 км к югу от Москвы). По дороге на Тулу я заметил, что над нами тянется дымный след, и предложил пилоту изменить высоту, чтобы он исчез. Скорее всего, противник уже заметил нас с земли. Сменив высоту и избавившись от дымного следа, мы продолжили выполнение задания и сфотографировали Тулу, возвращаясь тем же путём, каким летели к цели.
Когда на обратном пути мы пролетали через тот же район, дымный след появился снова. Я крикнул пилоту, чтобы он изменил высоту. Тем временем бортмеханик фельд — фебель Крамер появился в кабине пилота. Я спросил его, почему он оставил свою позицию в нижней ванне, но он ответил, что его глаза болят
В этой атаке вражеский истребитель, должно быть, поразил водяные радиаторы обоих наших моторов, а мы этого не заметили. Через некоторое время я заметил дым и крикнул пилоту: «Штиххаллер! Выключи правый двигатель, он дымится!» Он заглушил двигатель, но потом я сказал: «Выключай и левый двигатель, он горит!»… Пилоту удалось перетянуть небольшую рощицу, прежде чем он совершил успешную аварийную посадку; лопасти моторов пропахали землю…
К самолёту подошли гражданские, один из них был с вилами наперевес. Мужчина опустил вилы и больше не приближался. Мы все были одеты в комбинезоны с электроподогревом поверх нашей обычной униформы, которые скинули, собираясь бежать от самолёта. Но тут появились солдаты с криками: «Стой! Стой!» Они окружили нас со всех сторон — оставалось только сдаться. Нас отвезли в деревню, а потом приехал грузовик, который доставил нас в Москву»…
К сожалению, Николай Круглов награду так и не получил. Михаил Тимин предполагает, что это может быть связано с переподчинением
— Печально, что по сохранившимся документам сложно проследить и довоенную судьбу забытого героя Великой Отечественной войны и лучшего лётчика
Иду на таран
Орден Ленина тезка Николая Круглова, Владимир Петрович, в числе прочего получил за таран 18 октября 1941 года в районе посёлка Мордвес Венёвского района Тульской области фашистского
В представлении тогда уже майора Круглова к ордену Ленина описаны подробности тарана:
«18.10.1941 года майор Круглов вылетел на перехват самолёта противника… Майор Круглов по радио был наведён на
Ввиду сильной тряски мотора майор Круглов место падения самолёта
Как отмечает Михаил Тимин, очень печально, что осталось так мало данных о летчиках
«Так, 9 сентября 1941 года младший лейтенант Николай Леонтьевич Грунин таранил „Юнкерс“ Ju
Борис Пирожков… в начале 1943 года за ещё один таран над Тулой в составе