Ёлочные уСТрашения
18 декабря 2021 17:46
Автор: Инесса ГРАНАТКИНА
Фото: Friso Gentsch / DPA / ТАСС и открытые источники
Режиссёр и продюсер Т. Бекмамбетов как-то сказал, что национальная идея нашей страны – это Новый год. С этим можно, конечно, поспорить, но то, что этот праздник не сопоставим ни по значению, ни по масштабу ни с каким другим, – сомнений не вызывает. Народ не жалеет сил, средств, времени, а иногда, к сожалению, и здоровья, чтобы этот праздник удался. И конечно, чтобы обязательно было «как у людей», что в переводе означает переплюнуть всех своим размахом. Ну, вбухивание денег в праздничный стол – отдельная тема, а сегодня поговорим о подарках.
Подарки (они же презенты) бывают нужными и ненужными, «от души» и «на отвали». Но их всё равно дарили, дарят и будут дарить. Тем паче в этот праздник всех времён и народов. И данный факт прекрасно известен предпринимателям. Поэтому новогодняя кампания «Подари близким радость» стартует, если вы обратили внимание, с каждым годом всё раньше и раньше. По этой же причине терроризирует каждого россиянина о-очень навязчивая реклама различных предновогодних акций, призванных якобы напомнить забывчивым людям о грядущем великом празднике (как будто в нашей стране есть хоть один человек, не задумывающийся об этом с первого прохладного дня).
Недавний опрос показал, что большинство россиян – 53% – хотят получить в качестве новогоднего подарка деньги. Однако сами чаще всего дарят отнюдь не их. До характеристики «премиум-класса» эти презенты, как правило, недотягивают. Скорее они относятся к категории «чтоб не с пустыми руками». К тому же и не все сейчас могут позволить себе приобрести качественные и, как следствие, дорогие изделия как для себя, так и для друзей и знакомых. Многим приходится утешаться хрестоматийной истиной: важен, дескать, не сам подарок, а внимание… И начинается традиционный предновогодний марафон.
Благо в предпраздничный сезон прилавки интернет- (и не только) магазинов просто завалены потенциальными подарками, как говорится, на любой карман. Среди презентов есть, конечно, и достойные экземпляры, но мы остановимся на некачественном ширпотребе, который, к слову, отлично преподнесён – дескать, на все вкусы и интересы.
Мы решили «прошерстить» несколько сайтов, на которых тулякам предлагают приобрести то, что поможет, по мнению продавцов, весело и незабываемо встретить Новый год.
Бабло побеждает зло?
Больше всего, конечно, различных кружек и шариковых ручек. Плюс всевозможные (иногда просто невозможные) часы и таблички. Есть часовые механизмы без стрелок и цифр, есть экземпляры, которые вообще идут в обратном направлении. А у табличек такое «смысловое наполнение», что по сравнению с ними изречения мэра Киева кажутся просто перлами красноречия. Производители, вероятно, решили, что чем страннее, тем, что называется, лучше.
О миллионе бесфункционала, начиная от грубо сделанных фигурок до якобы прикольных тарелок, и говорить нечего. Это категория бесполезных подарков. Но они хотя бы безобидные. Но есть и очень неприятные. И это – не о пошлых безделушках из серии «ниже пояса», которых тоже предостаточно. Речь о светлом, добром и вечном. Лоскутная кукла, сляпанная по принципу «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек», с наклеенной на голову «фотографией» классика – это, если цитировать аннотацию, «приятный, милый подарок». В плюшевом сердечке – цитата из произведения. Может, так, под эгидой прикольности, хотят привнести культуру в массы? Да вряд ли. Очень уж устрашающе выглядит эта «игрушка». Могли ли предположить великие прозаики и поэты, что «благодарные» потомки, вдохновившись их произведениями, будут делать их куклы-вуду?
А ещё ИПшники любят «эксплуатировать» тему, которая им очень близка – тему, грубо выражаясь, бабла. Разнообразные кошельки с денежным принтом, сувениры в виде пачки денег, таблички с «глубокими» мыслями про бабло, даже туалетная бумага с тиснёными ден-
знаками. Может, предприниматели понимают, что подарить деньги может позволить себе не каждый россиянин, и предлагают им своеобразный эквивалент? При этом вся эта «шара-бара» стОит далеко не 5 копеек. Например, на магическом шаре – ценник с тремя нуликами. Ну, производителям-то хорошо, они это явно покупать не собираются, они просто штампуют всякую дребедень, чтобы в условиях предновогодней суеты набить свои карманы баблом. И не игрушечным, заметьте, а самым что ни на есть настоящим. Но это понятно – может, и не в деньгах счастье, но без них тоже полного счастья нет. А вот зачем наши уважаемые земляки эту дрянь закупают – вопрос. Да ещё и интересуются потом в комментариях, когда, дескать, раскупленный (!) товар появится вновь. Неужели правы авторы высказывания и «пипл» действительно всё «схавает»?
Игрушки не по-детски
Отдельная тема – современные ёлочные игрушки. Нет, мы не будем рассказывать о шедевральных игрушках из Лауши – немецкого города стеклодувов, в который перед Рождеством приезжают не только со всей Германии, но и со всего мира. Эти мини-произведения искусства и стОят соответственно. А значит, далеко не всякому они по карману. Да и таких увлечённых, как, например, одна из сотрудниц нашей редакции, не каждый день встретишь: в городе «вечного Рождества» – Ротенбурге (именно здесь появились первые фабричные ёлочные игрушки) она приобрела крошечного Деда Морозика, заплатив за него ни много ни мало 30 евро… И хотя туляки, по сентябрьским данным Росстата, получают среднюю зарплату 43 тысячи с «хвостом», мы-то с вами понимаем, что на то она и «средняя», и многие жители губернии имеют гораздо более скромный доход. А потому сегодня речь пойдёт о том, что же предлагают производители нашим землякам, получающим меньше 30 тысяч рублей «на нос».
Глядя на эти ёлочные «украшения», складывается ощущение, что горе-мастера соревновались в скорости раскраски. Не хочется думать, что кто-то умышленно отвращает детей от любимых персонажей книг и мультфильмов. Может, совсем наоборот, это делается специально, для развития наших чад? Ведь для того чтобы узнать в фигурке сказочного персонажа, ребёнок должен обладать как минимум богатым воображением и абстрактным мышлением.
Спившийся (о чём свидетельствует синюшный цвет лица) безносый и безногий калека – это, оказывается, известный всем Буратино, а улыбающийся среднеазиатский приезжий в характерном для Востока головном уборе – как ни удивительно, синьор Помидор. В следующей игрушке угадывается не то фея, не то Снежная королева, но она почему-то лишена шеи. Подруга Буратино по несчастью, что ли? Безносая Баба Яга, безногий крокодил и мышь с лохматым обрубком вместо хвоста – далеко не полный перечень ёлочных псевдоукрашений. Прямо какое-то сборище игрушечных инвалидов.
Сомнительно повезло и Мальвине: очень она смахивает на отечественную поп-звезду и не столько преклонным возрастом, сколько своим устало-обречённым видом. Узоры на шубах, платьях и халатах вихляют и дёргаются. Обильная позолота, как правило, «бьёт мимо цели». Вероятно, «мастер» засел за раскраску после «насыщенного» выходного дня.
Причём, как явствует из пояснения к товару, производит всех этих «красавцев» не Поднебесная, как могло подуматься, а наша Русь-матушка. Ну, ясно, не совсем здоровый человек сделал эти эскизы, но какой, с позволения сказать, чудак их утвердил?! И самое главное – неужели в нашей оружейной столице найдутся люди, готовые отдать свои кровно заработанные за такой, мягко выражаясь, «хэнд мейд»?
А ведь когда-то наряжать ёлку было целым ритуалом. Из деревянного ящика, набитого ватой, бережно вынимали новогодние игрушки, которые подчас передавались из поколения в поколение. Некоторые из них были просто «любимые», а некоторые, как картина в Эрмитаже, – настоящие произведения искусства. У нас, например, был самовар, вернее самоварчик, ещё из бабушкиного детства. Несмотря на миниатюрность, выполнен он был по всем правилам самоварного искусства: с изящными ручками, краником и «пимпочками» на крышке, которую венчал крошечный чайник.
Сейчас всё гораздо проще. Но проще – не всегда значит лучше.