«Всёчество» Наталии Гончаровой

Назад

15 сентября 2023 06:39

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка известной русской художницы Наталии Гончаровой (1881–1962) «Я не европеец». 

Из мира деревни

Ярчайшая представительница русского авангарда, живописец, график, театральный художник, иллюстратор Наталия Сергеевна Гончарова экспериментировала с самыми разными направлениями — кубизм, кубофутуризм, неопримитивизм, лучизм. Но какими бы «измами» она ни увлекалась, главным в ее творчестве всегда были безупречное чувство цвета и формы. Она — одна из первых русских художниц, получивших широкое признание и в России, и за рубежом. А в Париже Гончарова стала известна во многом благодаря дягилевским «Русским сезонам». При этом Наталия говорила о себе: «Я совсем не европеец» — источником вдохновения художницы были древнерусская и восточная культура, поэтому ее творчество друзья с иронией называли «всёчеством».

На выставке в Туле представлено семь полотен Гончаровой из собрания Государственного Русского музея.

— Мы давно хотели показать живопись Наталии Гончаровой в нашем музее, ведь она наша землячка — родилась и провела детство в Тульской губернии, где ее отцу принадлежало несколько сёл и усадеб,— рассказывает заместитель генерального директора Тульского музейного объединения Марина Кузина.— В коллекции нашего музея есть только одна работа Гончаровой «В мастерской художницы», и мы вели переговоры с Русским музеем, чтобы более широко представить в Туле ее творчество…

Для выставки сотрудники Тульского музея изобразительных искусств выбрали семь работ Наталии Гончаровой раннего периода, с 1907-го по 1910 год. Все они так или иначе связаны с темой малой родины, русского крестьянского быта, хорошо знакомого художнице с детства: «Провинциальный пейзаж», «Бабы», «Натюрморт с фруктами, раскрытой книгой и горшком цветов», «Беление холста», «Подсолнухи», «Цветы и кофейник», «Деревья и изба».

выст4.jpg

Между Востоком и Западом

Крестьянские мотивы, использование примитивистских приемов — Гончарова всегда чувствовала, что принадлежит миру деревни. «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны»,— писала художница.

Марина Цветаева называла специфику ее мироощущения «деревенскостью»: «Когда я говорю деревенская, я, естественно, включаю сюда и помещичья, беру весь тот вольный разлив: весны, тоски, пашен, рек, работ… Деревенское не как класс, а как склад…»

Цветаева и Гончарова познакомились в 1928 году во Франции. И сразу друг другу понравились — почувствовали духовное родство…

Стихи Марины Цветаевой, написанные на кусочках холста, дополняют экспозицию. Они созвучны настроению полотен Гончаровой. Также на длинных вертикальных полосках, развешанных между картинами, посетители могут прочитать высказывания самой Гончаровой, ее мужа, учителя и друга Михаила Ларионова и Цветаевой:

«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой» (М. Ларионов).

«Гончарова — точка сращения между Востоком и Западом» (М. Цветаева).

«Ларионов — это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь всё знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя» (Н. Гончарова).

выст.jpg

Выставка будет работать по 22 октября, а в конце сентября ее дополнит тульская работа Гончаровой «В мастерской художницы». В настоящее время это полотно гостит в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Оно участвует в выставке «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством», открывшейся в апреле этого года, а после ее завершения вернется в Тулу и будет вмонтировано в экспозицию «Я не европеец».

(Подробнее о жизни Н. Гончаровой до отъезда из России и о том, какое влияние на творчество «амазонки русского авангарда» оказали впечатления детства, проведенного в Тульской губернии, «Молодой коммунар» расскажет в одном из выпусков рубрики «Тульские имена». )

Обменные проекты

Сегодня в Тульском музее изобразительных искусств открывается еще одна выставка — «Великие мастера. Западноевропейское искусство XVII — XIX веков из собрания Калужского музея изобразительных искусств». Она обменная в рамках нацпроекта «Культура»: с начала сентября в Калуге демонстрируются коллекции фарфора, стекла и каминные часы из собрания ТМИИ.

Выставки из Калужского музея уже приезжали в наш город: экспонировались работы З. Серебряковой и Н. Ярошенко, гравюры Дж. Пиранези, коллекция религиозной деревянной скульптуры и т. д. На этот раз в экспозицию вошли 14 картин и три скульптуры итальянских, французских, голландских, немецких и бельгийских художников. Среди них такие известные мастера, как Якопо Бассано (1510–1592), Бернардо Строцци (1581–1644), Николя де Ларжильер (1656–1746), Николя Ланкре (1690–1743), Франсуа Буше (1703–1770), Луи Галле (1810–1887) и другие.

Обменные выставки предоставляют возможность жителям разных городов знакомиться с шедеврами, хранящимися в фондах региональных музеев. В 2024-м Тульский музей изобразительных искусств планирует реализовать обменные выставочные проекты с Рязанским, Тверским и Краснодарским художественными музеями.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных