Владимир Гриценко: Охрана памятников – это не человек с ружьём
06 ноября 2020 08:09
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Молодой коммунар; соцсети
Профессионалов мало, злоупотреблений — много
Владимир Петрович работает в Совете по культуре и искусству при президенте РФ более десяти лет.
— Обычно встречи с президентом проходят раз в году, однако только лишь подготовкой к ним наша деятельность, конечно, не ограничивается. Регулярно организуются секции по определенным направлениям, я занимаюсь музейным направлением, поддерживаю постоянные контакты с коллегами,— рассказывает В. П. Гриценко.— В этом году заседание под руководством Владимира Владимировича Путина должно было состояться в конце марта, но его по известным причинам перенесли. Сначала думали, что ненадолго… Наконец оно состоялось — в режиме видеоконференции…
По словам Владимира Гриценко, общение проходило с помощью высокотехнологичной и надёжной спецсвязи, которой организаторы обеспечили всех участников.
— Специалисты готовы были установить оборудование в любой названной мною точке, в том числе в музее на Куликовом поле, но я решил выйти на связь из Тулы. Хотел подчеркнуть, что масштабные преобразования в историческом центре города для меня как туляка очень важны. Я горжусь тем, как сейчас выглядит мой город,— говорит Гриценко.— Он превратился из «столицы ветхости» — так однажды назвал Тулу Президент во время одного из своих визитов — в музейную столицу…
Именно с этих слов и начал своё выступление Владимир Петрович. При этом констатировал, что тульский случай — скорее исключение. И причина проблем в сфере сохранения архитектурных, археологических,
— В соответствии с ним охрана памятников передана с федерального уровня на региональный. А охрана памятников — это не человек с ружьём у каждого объекта. Процесс оформления документов для включения в реестр охраняемых объектов забюрократизирован, в результате чего в стране не взяты под охрану 120 тысяч выявленных памятников,— отмечает Владимир Петрович.— Они разрушаются, горят, гибнут в результате так называемой «реставрации» — в этой сфере мало профессионалов, зато много злоупотреблений. Почему я говорю о возвращении полномочий федеральному центру? Потому что в регионах нет достаточного количества специалистов, из системы охраны памятников ушла наука, из реставрации тоже. Слава Богу, росписи XVIII века в Успенском соборе нашего кремля восстанавливают реставраторы из Москвы с хорошей профессиональной репутацией, иначе с фресками могло произойти то же самое, что и с некоторыми другими тульскими памятниками…
О реставрации и консервации
Владимир Гриценко убежден: необходимо создать
Гриценко приводит в пример реставрацию колонны Дмитрию Донскому на Красном холме, которая была проведена в 2006–2007 годах. По закону, сначала предстояло разработать проект реставрации, согласовать его в ряде инстанций и только потом приступать к работам. В случае с колонной всем было ясно, что проект придется делать по новой после разборки монумента, ведь никто не мог точно знать, в каком состоянии находятся внутренние конструкции. Тогда удалось собрать
Кроме того, по мнению Гриценко, необходимо создать программу консервации памятников. Всем понятно, что средств на восстановление всех ценных объектов в ближайшее время у государства нет и не будет. Консервация — мероприятие гораздо более дешевое, но это гарантия, что объект не будет утрачен навсегда. Пример — ворота усадьбы Ливенцевых в Туле, которые планируется сейчас законсервировать, а в будущем, когда это станет возможным, отреставрировать.
Еще одно предложение Владимира Гриценко прозвучало на Совете: он считает, что необходимо создать сеть специализированных хранилищ для археологических находок, обнаруженных на территории страны.
— Сейчас по всей России, особенно в городах, где строятся новые здания, в том числе в исторических центрах, проводятся масштабные спасательные археологические исследования. Находок — огромное количество, при этом если экспозиционную ценность имеет небольшая доля артефактов, то научную — все. И где их хранить, непонятно,— подчёркивает В. П. Гриценко.— Когда я говорю о научной ценности, имею в виду не только археологию, в которой археологическая находка часто становится единственным достоверным источником информации. Недавно к нам пришел запрос из НИИ, занимающегося генетическими исследованиями. Их заинтересовали остеологические коллекции XII — XIV веков, хранящиеся в нашем музее. Сфера от меня далекая, но я понимаю, что речь идет о прикладных исследованиях, способных повлиять на развитие современного животноводства…
Владимир Петрович считает, что хранилища массового археологического материала должны строиться не в административных, а
Пандемия как катализатор
…Как выживают учреждения культуры в условиях пандемии и в каких мерах поддержки нуждаются? Как и ожидалось, этой темы коснулись все участники заседания. Среди наиболее пострадавших — музеи, а также театры, цирк, кинематограф, концертные организации, работающие при
—
Рассуждая об уроках пандемии, Владимир Петрович обращает внимание на вынужденную работу всех учреждений культуры в режиме онлайн. И с сожалением говорит о том, что уровень контента часто не отвечал современным требованиям. Количество не всегда переходит в качество, и «план по валу» в культуре выглядит странно.
— «Открыли 50 выставок» — это просто цифры. В нашей отрасли количественные показатели не могут быть единственными критериями оценки,— убеждён Гриценко.— Один из моих коллег по Совету провел аналогию с работой врача — ее эффективность оценивается не по количеству пилюль, которые он прописал больному, а по тому, выздоровел пациент или нет…
Не так давно, в соответствии с поручением Президента РФ, в регионе была создана рабочая группа по контролю за сохранением
— Наталия Николаевна была для меня не просто другом и учителем, но и образцом честного существования в профессии и жизни,— признаётся Владимир Петрович.— Таких людей мало осталось. Светлая память…