Великолепный «Гоша»

Назад

27 ноября 2021 08:01

 1

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: ГК «Ростех» и из журнала «Калашников»

ГШ можно смело записывать в тульские бренды. Хотя, скорее, даже в российские. Конструкторский тандем Аркадия Шипунова и Василия Грязева известен не только в кругу разработчиков и поклонников оружия, но и далеко за его пределами. И хотя первая ассоциация связана, конечно, с пушками, есть в ряду изделий, промаркированных знаменитой аббревиатурой, самозарядный пистолет. 

Долгий путь к мечте

История этого ГШ-18 началась… с юношеской мечты Василия Грязева. Первые чертежи он делал еще в студенчестве. И в1950-м на преддипломной практике в Подольском научно-исследовательском институте стрелково-пушечного вооружения авиации (НИИ-61) уже было приступил к разработке. Тормознул его Аркадий Шипунов, уже тогда отличавшийся редкой способностью выбирать из множества направлений самые перспективные.

– Только что принято на вооружение два пистолета: Макарова и Стечкина, и какой бы ты распрекрасный третий пистолет ни сделал, он никуда не пойдет, – жестко, но справедливо заметил Шипунов. – А вот в авиации есть проблема повышения скорострельности. Давай лучше сделаем пушку.

Против такого аргумента возразить было нечего. И молодые конструкторы сосредоточились на пушечном направлении, впоследствии действительно обессмертившем их имена. Они были в том возрасте, когда кажется, что у тебя в запасе всё время мира, и его обязательно хватит и на мечты тоже. Кто мог предположить, что к пистолету конструкторы смогут вернуться лишь спустя почти полвека? Пушки забирали практически все силы, ведь разработка одного образца длится до десяти лет, а Шипунов с Грязевым создали серию малокалиберного автоматического артиллерийского вооружения для трех видов Вооруженных сил СССР и России: Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и Сухопутных войск. Их фирменным стилем стали сверхмалая масса, компактность и безотказность.

Жизнь шла своим чередом до тех пор, пока не грянули лихие девяностые. Госзаказ практически кончился, оборонные предприятия закрывались чуть не одно за другим, и те, кто не хотел сдаваться на милость развитого капитализма, были вынуждены искать новые способы заработать. В КБП выбрали путь проектирования новых оригинальных образцов стрелкового оружия, которое впоследствии было названо «оружие антитеррора».

К тому моменту состоявший на вооружении армии и правоохранительных органов 9-мм ПМ уже по некоторым позициям уступал западным аналогам. Из-за этого и повального в те времена увлечения импортом многие структуры стали закупать «беретты» либо «кольты». Но практика показала, что и они в полной мере не соответствуют требованиям времени. Нужен был новый пистолет, способный вывести из строя противника, защищенного средствами индивидуальной защиты, и при этом сохраняющий достаточное поражающее действие на дальности до 25 м, а останавливающее действие – до 50 м… Примерно такой была ситуация, когда в игру вступили тульские оружейники.

Как появился самый лёгкий в мире

Надо сказать, при разработке любых новых образцов оружия конструкторы всегда стараются использовать как можно больше уже хорошо зарекомендовавших себя механизмов. Заимствования в этой среде – абсолютно нормальная история про экономию времени и ресурсов. Провел такую подготовительную работу и Грязев, пересмотревший десятки, а то и сотни вариантов пистолетов, но так особо ничем не вдохновившийся. Что называется, глаз положить не на что. Внимание конструктора привлек разве что австрийский «глок» – своей пластмассовой рамкой, полувзводом ударника и отсутствием внешних предохранителей. Кроме того, конструктор отказался от куркового ударно-спускового механизма с открытым курком, что позволило снизить неприятный эффект от отдачи и повысить скорость стрельбы. А заодно и вес снизить, чем не преминул воспользоваться Василий Петрович. В результате ГШ-18, или «Гоша», как ласково прозвали его позже, стал самым легким пистолетом в своем классе.

В целом же заимствованные идеи на выходе изменились практически до неузнаваемости. Так, например, механизм полувзвода стал принципиально иным, гораздо лучшим, с точки зрения баланса энергии откатных частей, так же, как и принцип запирания ствола…

В результате к заключительным государственным испытаниям ГШ-18 получил многочисленные преимущества по сравнению с зарубежными образцами. Помимо уже упомянутой легкости, пистолет был небольшим по размерам, но при этом обладал высокими боевыми качествами. Притом что вес большинства иностранных армейских составлял примерно килограмм при общей длине примерно 200 миллиметров, масса ГШ-18 составила всего 560 граммов и 800 граммов – с патронами. Длина тульского пистолета всего 183 миллиметра, но при этом он пробивал любой бронежилет и стальной лист толщиной 8 миллиметров с дистанции 22 метра.

И хотя под ГШ-18 существовал собственный патрон, пистолет показал хорошую работу и при стрельбе зарубежными боеприпасами. Уменьшенная масса и увеличенная начальная скорость в сочетании с бронебойным сердечником обеспечивали высокое пробивное действие целей, защищенных бронежилетами 3-го класса защиты. То есть спокойно пробивали стандартный армейский бронежилет 6БЗ-1 с титановыми бронепластинами + 30 слоев кевлара на дальности до 50 м. Показатели патрона с бронебойной пулей – еще выше.

– Я произвел из ГШ-18 около четырехсот выстрелов. До стрельбы вызывала некоторое недоверие малая масса пистолета (менее 600 г с пустым магазином), стрельбу из которого предполагалось вести мощным патроном 9х19ПБП, но первые же выстрелы развеяли все сомнения – ГШ-18 обеспечивает очень комфортные условия для стрелка, – писал главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярёв, побывавший на государственных испытаниях пистолета в 2000 году. – Объясняется это прежде всего удобной формой рукоятки, отличным балансом пистолета и некоторым гашением отдачи в процессе отпирания канала ствола и взведения боевой пружины.

О рукоятке стоит сказать отдельно. Дело в том, что Василия Грязева отличала редкая даже для конструктора дотошность. Когда он работал над ГШ-18, то прекрасно понимал: от того, насколько удобно ложится пистолет в руку, зависят и точность стрельбы, и боевые характеристики. В конечном итоге Василий Петрович вырезал точный макет рукоятки из дерева, и чуть не всех коллег заставил его подержать, чтобы убедиться в удобстве.

Строго говоря, знаменитый дуэт разработал не просто пистолет, а новый комплекс «пистолет + патрон», гораздо более эффективный, чем аналогичные образцы в боевом использовании. С ним и по сей день может сравниться мало какой из существующих армейских пистолетов.

Но есть один нюанс…

Полную программу государственных и полигонных испытаний ГШ-18 прошел без каких бы то ни было серьезных замечаний. Высказывались отдельные опасения, что кожух-затвор будет легко доступен для грязи, но тульские конструкторы смогли доказать, что та выбрасывается наружу во время выстрела.

Пистолет Грязева-Шипунова характеризуют как оружие ближнего боя или последнего шанса. Оно прекрасно подходит для стрельбы в городских условиях и может спасти бойца, к примеру, потерявшего автомат и подпустившего противника слишком близко. Современные оружейные блогеры в своих обзорах указывают на то, что ГШ-18 может использоваться для постоянного ношения в целях самообороны – легкое и компактное оружие удобно носить с собой, оно практически незаметно под одеждой.

– В прессе пистолет ГШ-18 назвали «правнуком Токарева», – вспоминал Василий Петрович. – По сути своей это верно, ведь наше предприятие в 1930 году выпустило пистолет Токарева, в 1951 году – пистолет Макарова, а теперь, в начале XXI века, пистолет ГШ-18, который при малом весе пробивает практически все бронежилеты. Ни один пистолет мира этого сделать не может…

На вооружение пистолет поступил в том же 2000 году. Почти одновременно им заинтересовались многие ведомства России: Минюст, МВД, Министерство обороны, прокуратура и служба судебных приставов, для которых пистолет Грязева-Шипунова стал личным оружием.

И всё же был один нюанс – армия, для которой важен вес короткоствольного, второстепенного в боевых действиях оружия, для массовой закупки почему-то предпочла «цельнометаллический», тяжелый и получивший массу некомплиментраных отзывов пистолет Ярыгина. О причинах такого холодного приема остается лишь гадать, но свое дело позиция военного ведомства сделала – при всех своих достоинствах ГШ-18 выпускается относительно небольшими партиями.

Хотя недостатки у тульской разработки пользователи тоже нашли – чаще всего встречаются нарекания к тяжелому и длинному спуску ударно-спускового механизма, а также к особенностям магазина, который невозможно зарядить больше, чем 12–14 патронами, не используя всяческих ухищрений и приспособлений. Впрочем, идеального оружия не существует, а лучшим «признанием» того, что ГШ-18 стал достойным преемником ТТ и ПМ, служит, наверное, то факт, что все эксперты и любители солидарны в одном: «поздний ребенок» Василия Грязева украсит собой любую оружейную коллекцию.

Комментарии

Рейтинг:

Игорь
Сколько можно об одном и том же?
27.11.2021
Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных