Великий собор Богучаровский

Назад

28 мая 2022 08:46

 0
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: Молодой коммунар и из открытых источников

Первое упоминание о родовом гнезде Хомяковых, которое сейчас известно как Богучарово, относится ко второй половине XVII столетия. В архивных документах записано:«пустошь Татаринова — Богучарово тож». Там же указано, что земля была отдана царём и великим князем Михаилом Фёдоровичем «туленину Демиду Олександру сыну Хомякову». Другое известное краеведам название этого места — Далматское.

Материнский обет

История, к сожалению, не сохранила каких-то более-менее подробных сведений о времени образования прихода или прежде существовавших в селе древних храмах. Лишь документы Тульской провинциальной канцелярии подтверждают, что деревянная церковь в Богучарово в 1763 году уже была...

История же строительства Сретенского храма богучаровского усадебного комплекса, который неизменно советуют посетить туристам в Туле, теснейшим образом связана с Отечественной войной 1812 года. Дело в том, что новую церковь возвели на средства Марии Александровны Хомяковой во исполнение данного ею обета — построить храм, если русские войска разобьют французов.

Война для Хомяковых стала серьезным потрясением — во время наполеоновского нашествия сгорел их дом в Москве, куда обычно перебирались на зиму, и вплоть до переезда в Санкт-Петербург семья жила в деревне. Кстати, рядом с храмом в Богучарово захоронены солдаты той войны, умершие в госпитале от ран...

Богучарово храм3.jpg

Время строительства Сретенского храма в истории русской архитектуры принято считать закатом классицизма. Фантазия зодчих истощилась, и даже признанные мастера всё чаще выпускали то, что сегодня принято называть «типовым проектом», однако церкви в Богучарово этой участи удалось избежать.

По официальной версии — «Молодой коммунар» уже упоминал об этом в статье от 20 мая — Мария Александровна отказалась от услуг модных архитекторов и доверила исполнить данный ею обет своему крепостному Сергею Александрову.

Сведений об этом человеке крайне мало. Неизвестно, у кого он учился архитектуре и почему вообще начал этим интересоваться. Единственный сохранившийся источник информации о зодчем — письмо Алексея Хомякова своему другу Алексею Веневитинову 1840 года: «Начну с просьбы. Податель сего письма, отпущенный мною на волю человек Сергей Александров, ремеслом архитектор, весьма не бездарный, строитель того Великого собора Богучаровского, который тебе известен, едет в Петербург выхлопотать себе звание вольного художника». Хомяков дает очень лестную оценку способностям архитектора-самоучки, называя того «новым Пиранези или Палладио» и прося друга о протекции: «Не откажи ему в своем пособии, то есть замолви доброе слово у предержащих властей... Доброе дело сделаешь и меня одолжишь».

На этом все следы Александрова теряются. Никому из исследователей так и не удалось обнаружить записей о его допущении к испытаниям на звание вольного художника в делах Академии художеств. Неизвестно, посетил ли тот Веневитинова вообще. Собственно, даже дата смерти зодчего и место его захоронения выяснить так и не смогли.

Возможно, эта неопределенность и сделала в свое время популярной другую версию строительства «Великого собора Богучаровского»: в исторических кругах бытовало мнение, что к созданию Сретенского храма мог быть причастен уроженец тульской земли.

Некоторые исследователи утверждали, что в возведении храма принимал участие наш земляк Алексей Авдеев, ставший модным петербургским зодчим. Он был одним из известнейших мастеров, работавших в византийской стилистике, построил храм в Новосильском уезде Тульской губернии и создал проект церкви для другого имения Хомяковых в Данковском уезде Рязанской губернии. Однако на момент начала возведения Сретенского храма в 1836 году Авдееву было всего семнадцать лет, и он оканчивал учебу в Московском дворянском институте. Есть шанс, что молодой человек принимал какое-то участие в строительстве, но он крайне невысок. Да и каких-то более веских оснований для того, чтобы считать его причастным к появлению церкви, кроме места рождения и знакомства с семьей, нет.

Зато куда более вероятно, что в исполнении матушкиного обета принимал живое участие сам Алексей Степанович. В те годы он практически постоянно жил в Богучарово, а его любовь и уважение к Марии Алексеевне были безграничными. Когда она скончалась в возрасте 87 лет и была похоронена в Сретенском храме, Хомяков писал Сергею Тимофеевичу Аксакову: «Я об ней могу сказать беспристрастно, что она была хороший, благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности века екатерининского... Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку, но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней»...

Не по шаблонам

Исполненный обет Марии Хомяковой — храм Сретения Господня — до сих пор привлекает внимание архитекторов. Даже притом что его характеризуют как «типичный образец позднего классицизма», специалисты отмечают целый ряд нюансов, позволяющих церкви выделяться из довольно длинного ряда сохранившихся зданий того периода.

Сретенский храм строго центричен, а еще в нем нет ясно выраженного главного признака каждой церкви — апсиды. Если взглянуть на здание сверху, можно заметить, что оно представляет собой равноконечный «греческий» крест с шестиколонными портиками с четырех концов. Особенно эффектно последний элемент выглядит в солнечную погоду, когда 24 дорические колонны создают на земле и стенах причудливую игру теней.

Величавость, мощь и даже некоторую тяжеловесность низа компенсирует высокий световой барабан с полусферическим куполом. Здесь зодчий использовал легкие ионические пилястры, лишь слегка выступающие из стены. Окна тоже поддерживают идею креста — они объединены в четыре группы, расположенные на двух главных композиционных осях: запад — восток и юг — север. Получается: с какой стороны света ни смотри на храм, увидишь группу окон светового барабана.

Хомяковы вообще не любили действовать «по шаблону», ориентируясь на моду, приличия или мнение света. Когда изучаешь историю этой семьи, складывается впечатление, что все решения они принимали, руководствуясь исключительно собственным мнением. Думается, именно этому качеству мы и обязаны появлением у Сретенского храма колокольни, построенной сыном философа Дмитрием к 90-летию собственного отца.

Каменная колокольня была возведена по благословению архиепископа Тульского и Белевского Никандра (Покровского) в 1894 году. Сейчас она считается одной из главных достопримечательностей Богучарово и нередко именуется «островком настоящей Италии». Это был проект известного архитектора Николая Салтанова (собор Петра и Павла в Петергофе) и сына поэта Василия Жуковского Павла. В качестве прототипа они взяли знаменитую кампанилу на площади апостола Марка в Венеции.

Позже, уже в 1900-х годах, Салтанов писал своему другу графу Сергею Шереметеву: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни S.Marco, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России»...

Тут стоит, пожалуй, объяснить: мы имеем дело с тем фактом, что копия пережила оригинал. В июле 1902 года из-за землетрясения и общего износа венецианская кампанила рухнула, а вновь ее отстроили уже в 1912 году...

Богучарово храм старое 2.jpg

Утраты XX века

По данным Тульской епархии, внутреннее убранство храма в Богучарово было куда изящнее, нежели можно обыкновенно этого ожидать от сельской церкви. Здесь размещался довольно высокий иконостас главного алтаря с резными позолоченными царскими вратами. Иконы — итальянского письма.

К сожалению, всё это великолепие было безвозвратно утрачено после революции 1917 года. У молодого государства были свои боги, и роль церкви в новой парадигме свободы оказалась неприглядной. Сретенский храм закрыли в 20-е годы, отдав совхозу, который использовал его как склад и холодильник.

Богучарово храм2.jpg

Только в 1969 году решением исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся церковь и колокольню в Богучарово признали памятником архитектуры XIX века и приняли на государственную охрану. Однако даже после этого еще два с лишним десятилетия храм оставался закрытым.

Только в 1992 году по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева) здесь вновь открыли приход, а в феврале 1993-го отслужили первую после многолетнего перерыва литургию. Посетивший его в 2001 году предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении сравнил церковь в Богучарово с храмом Христа Спасителя в Москве.

Сходство действительно есть. Правда, заметно это роднящее величие только в том случае, если смотришь на тульскую церковь издали или любуешься ею на фото с удачным ракурсом и светом. Вблизи же «Великий собор Богучаровский» столичному собрату явно проигрывает. Храм остро нуждается в реставрации — облупившаяся штукатурка, облезшая краска, световой барабан в строительных лесах...

— Очень печально, что храм с такой интересной архитектурой, важный не только для прихожан, но и для сохранения памяти о такой заметной фигуре российской культуры и истории, как Алексей Степанович Хомяков, пребывает в таком состоянии, — говорит первый заместитель председателя Тульского РО Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «Тулаточмаш» Владимир Николаевич Филиппов. — Наше предприятие оказало помощь храму, но этого недостаточно. Такие работы требуют привлечения высококлассных специалистов — например, реставраторов и, конечно, комплексных вложений. Разовые акции позволят лишь поддержать церковь, но не восстановить ее в прежнем величии. Возможно, имеет смысл создать фонд помощи храму Сретения Господня или другой аналогичный механизм. Я убежден, что такие знаковые памятники нужно обязательно сохранять для наших детей, внуков, правнуков. Это не просто храм — место силы, которое связывает поколения прошлого и будущего.

Реквизиты для оказания помощи храму Сретения Господня в Богучарово

Получатель: Местная религиозная организация православный Приход храма Сретения Господня с.Богучарово Ленинского района Тульской области Тульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). ИНН 7130005500 КПП 713001001 ОКПО 39001470 ОКВЭД 94.91 Расчетный счёт 40703810502000000610 в ЯРОСЛАВСКИЙ Ф-Л ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" БИК 047888760, Кор. счёт 30101810300000000760 Адрес банка: Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ, 16


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных