В поисках компромисса
06 ноября 2021 08:24

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА
Фото: из открытых источников
Каждый, кто покупает новую вещь, хочет, чтобы она соответствовала его вкусу. Евгения Н. всегда любила сочные, насыщенные цвета и мечтала о ярко-розовом диване в гостиной. Обошла несколько тульских мебельных магазинов и наконец нашла то, что нужно.
Розовое и жёлтое
Цвет обивки полностью устраивал Евгению, единственное, что смущало, – вызывающе жёлтая нить, которой была прострочена ткань. Покупательница сказала об этом продавцу, и тот заверил, что это не проблема: он сообщит о её пожеланиях производителю, и при выполнении заказа на фабрике подберут нить в тон обивке. Евгения подписала договор и оплатила стоимость дивана – около 32 тысяч рублей.
Диван доставили в срок – тот самый, розовый. И с той же самой желтой прошивкой… Растерянная Евгения позвонила в магазин и потребовала заменить товар. Извинились, пообещали всё исправить. Прошло больше месяца, а за диваном так никто и не приехал.
Евгения обратилась за помощью к сотрудникам отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области, и они подготовили исковое заявление в суд.
– То, что потребительница заказала диван с другим цветом строчки, в договоре не отражено, однако продавец признавал, что такое пожелание прозвучало, – комментирует ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Анна Слипенькая. – Его не исполнили, то есть фактически покупатель получил товар с недостатком, который продавец, согласно российскому законодательству, обязан устранить в течение 45 дней, в противном случае ему придется платить неустойку...
Специалисты регионального Роспотребнадзора подали иск в суд, дело закончилось мировым соглашением. В итоге магазин заплатил Евгении неустойку – порядка 30 тысяч рублей, а она, в свою очередь, согласилась оставить у себя тот самый злополучный диван с жёлтой нитью – видимо, за это время к ней как-то привыкла…
Приставка с капризами
В основе мирового соглашения – компромисс, на который готовы идти обе стороны. Однако для того чтобы разрешить конфликт, вовсе не обязательно доводить дело до суда. Продавцы нередко проявляют понимание и идут навстречу покупателям даже в тех случаях, когда закон не обязывает их это делать. В частности, если речь идёт о так называемых технически сложных товарах надлежащего качества, которые, в отличие от одежды, обуви и др., в соответствии с российским законодательством, невозможно сдать обратно в магазин.
Елена приобрела для пожилой мамы цифровую приставку взамен старой, внезапно сломавшейся. Это была более дорогая, усовершенствованная модель – в магазине сказали, что надежная и прослужит долго. Женщина приехала к маме и подключила новую приставку – она автоматически нашла и настроила телевизионные каналы, к тому же картинка оказалась очень качественной. Всё бы хорошо, да только устройство категорически отказалось выключаться: через две-три секунды в режиме ожидания вновь начинало функционировать, и вырубить его можно было, только вынув блок питания из розетки. Елена поначалу подумала, что сможет установить правильный режим работы сама, и стала изучать инструкцию – бесполезно. Позвонила знакомому инженеру-электронщику, чтобы проконсультироваться, но и он не помог – лишь предположил, что у приставки какой-то сбой в программе. Покупательнице ничего не оставалось, как привезти ее обратно в магазин. Там устройство основательно протестировали у неё на глазах. Приставка работала безупречно. «Может, у вас розетка старая, – сочувственно предположил мастер. – Попробуйте подключить к другой». Елена купила удлинитель и вновь отправилась в мамину квартиру. Опробовала все розетки в доме. Устройство по-прежнему хронически не выключалось. Позвонила в магазин. «Приезжайте, – сказал продавец.– Хоть это и не положено, но мы приставку у вас примем и подберем другую модель…»
Подобрали. К другой модели вопросов нет, работает нормально. Почему так себя вела предыдущая, до сих пор загадка. С формальной точки зрения она была исправной.
В истории Михаила Н. никаких загадок нет. Покупая стабилизатор для частного дома, доставшегося в наследство от бабушки, он не стал проверять уровень напряжения в сети и выбрал модель, не подходящую по техническим характеристикам. Напряжение оказалось ниже допустимого, и стабилизатор не смог его отрегулировать до 220 В. Кто виноват? Сам Михаил, в чём он честно признался продавцу и попросил заменить устройство на другое, с нужными параметрами. Продавец вздохнул, но стабилизатор заменил. Ну что поделаешь, каждый может ошибиться…
А где детская площадка?
Причина претензий участницы долевого строительства Анастасии И. к застройщику совершенно иного рода. Прежде чем подписать договор, она внимательно изучила проект строительства многоквартирного дома, в котором собиралась приобрести квартиру. Предполагалось, что территория рядом с домом будет благоустроена, оборудована детская площадка и спортивная площадка для взрослых.
Ключи от новой квартиры молодая женщина получила в срок, однако состояние прилегающей к дому территории оставляло желать лучшего, детской площадки тоже не оказалось.
– Согласно Федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости», застройщик обязан предоставлять полную информацию о проекте строительства, а также об изменениях, внесенных в проектную документацию, – комментирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Рос- потребнадзора по Тульской области Елена Осенкова. – А именно: подробное описание дома, в том числе нежилых помещений и их функционального назначения, местоположение здания и окружающей обстановки. То есть всё, что обеспечивает потребителю возможность сделать свободный и правильный выбор. Ну а если после окончания строительства выясняется, что застройщик отступил от проекта и, соответственно, условий договора и в результате качество объекта ухудшилось, дольщик имеет право требовать устранения недостатков в разумный срок, уменьшения цены договора или возмещения расходов на устранение недостатков…
Специалисты Роспотребнадзора порекомендовали Анастасии обратиться к застройщику с претензией, изложив в ней свои требования. В случае отказа от досудебного урегулирования этот конфликт может быть разрешен только в суде… Впрочем, в данном случае варианты компромиссных решений прописаны в самом законе. Как говорится, была бы добрая воля…
К слову, о долевом строительстве.
– Хотелось бы напомнить тульским дольщикам: временный мораторий на начисление пеней застройщикам за нарушение сроков сдачи объектов, который был введен в связи с пандемией с 3 апреля 2020 года, перестал действовать 1 января 2021 года, – подчеркивает Елена Осенкова. – Если вы не получили ключи в срок, можете требовать выплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, то неустойка выплачивается застройщиком в двойном размере.