Понедельник 21 апреля
Связаться с редакцией

Удивить зрителя искренностью

Назад

05 апреля 2025 18:25

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены пресс-службой Тульского академического театра драмы

12 апреля актриса Тульского академического театра драмы, заслуженная артистка России Наталья Дружинина будет отмечать юбилей. За 43 года служения тульской сцене Наталья Петровна сыграла более 80 ролей…

Для людей с хорошим вкусом

Совсем недавно тульские зрители смогли оценить еще одну её работу: в ТАТД состоялась премьера спектакля «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда, в котором Наталья Дружинина сыграла одну из главных ролей

— Джин Хортон, даму преклонного возраста, в прошлом — звезду оперной сцены. «Квартет» — первая режиссерская работа в Тульском театре драмы его нового художественного руководителя Вадима Данцигера. Еще полгода назад в интервью «Молодому коммунару» Вадим рассказал, почему решил поставить именно «Квартет»: «Это пьеса, рассчитанная на возрастных артистов. Я преклоняюсь перед актерами старшего поколения — благодаря им сохраняются и продолжаются театральные традиции. И считаю, что именно такой спектакль обязан поставить в первую очередь — как жест уважения и признательности…»

…Действие спектакля разворачивается в доме престарелых артистов оперной сцены, где ежегодно 10 октября отмечают концертом очередную годовщину со дня рождения великого Джузеппе Верди. Вновь прибывшая постоялица, Джин Хортон, встречает в пансионе своих бывших коллег по сцене, с которыми ее когда-то связывали профессиональные (и не только) отношения. Сиссилия (Ирина Бавтрикова), Реджинальд (заслуженный артист России Виктор Ананьин) и Уилфрэд (Александру Барактари) предлагают Джин вместе с ними спеть на концерте знаменитый квартет из «Риголетто», который они исполняли много лет назад, на пике творческой карьеры… Джин категорически отказывается. Но выступление все-таки состоится…

Жанр спектакля его авторы определили так: «лирическая комедия в 2-х действиях для людей с хорошим вкусом». Однако пьеса Харвуда затрагивает тему отнюдь не веселую и для большинства из нас пугающую: старость и одиночество человека, у которого всё самое лучшее, самое яркое осталось в прошлом, осознающего, что впереди — немощь физическая и ментальная, а дальше — неизбежный финал…

— Да, тема тяжелая, но она — вечная, — говорит Наталья Дружинина. — Можно закрыть глаза и сказать себе: «Я не хочу об этом думать», но страх — он остается. И мне кажется, эта пьеса помогает перестать бояться, помогает принять свой возраст. А лично для меня этот спектакль совсем не пессимистический, он — о надежде. Очень важно найти утешение именно в этот период жизни. Главные герои давно были знакомы друг с другом, потом расстались, наверное, они не были по-настоящему близки тогда. А сейчас эта близость случилась, и они защищают, охраняют, берегут друг друга. Когда ты находишь своих людей, рядом с ними твоя жизнь становится осмысленной…

Жизнь в телефоне

— ВАМ сразу понравилась пьеса?

— Когда я прочитала ее в первый раз, она мне показалась слишком специфической, к тому же про актеров, а драматургический материал, связанный с какой-то конкретной профессией, обычно сужает аудиторию. Но в процессе работы с каждым днем пьеса мне нравилась всё больше и больше. Художественный руководитель театра Вадим Иосифович Данцигер давно вынашивал идею поставить «Квартет» — осознанный выбор, и это достойно уважения. И театр во главе с директором Олегом Станиславовичем Михайловым на это пошел, понимая, что у этого спектакля может не быть коммерческого успеха.

Потому что это риск. Представьте: зрители приходят на спектакль, а потом спрашивают: «А где комедия?» Ведь понимание жанра «комедия» у всех разное: это по-ржать или улыбнуться? Да, зрители разные, кто-то приходит в театр, чтобы развлечься, и им не очень хочется видеть себя в зеркале через время. Приятнее смотреть на молодых, на оптимизм, который рождает молодость. Но я уверена, что многие приходят в театр, чтобы подумать. И этот спектакль, надеюсь, кого-то заставит задуматься и понять — это о каждом из нас…

У меня ведь два с лишним года вообще никаких новых ролей не было. Я реалистка — понимаю, что очень сложно найти роли для моего возраста. А если материал к тому же интересен, разнообразен, есть что играть — так это счастье, настоящий подарок к юбилею. Я искренне за него благодарна.

— И все-таки «Квартет» — это спектакль не только о пожилых…

— Совершенно верно. Люди закрыты и одиноки по сути своей. Сегодня как никогда. Где они ищут спасение? В телефоне, в интернете? Они не видят людей. Находятся рядом, а видят только телефон. Для них там — жизнь. А она не там… И еще мне очень нравится, что персонажи — объемные. Нет такого: этот хороший, этот плохой. В начале все четверо кажутся странными, не очень приятными и раскрываются только потом. Оказывается, у каждого — своя драма, и они прячутся, каждый за своей маской. Так и в жизни…

Люди — как космос

— Что же касается моей героини, то поначалу я подумала: не мой типаж. Бывает, получаешь роли — всё понятно, всё близко. Сыграла — и никого не удивила: ни коллег, ни зрителей, ни саму себя. Значительно реже случается, когда не понимаешь, какое ты к этому можешь иметь отношение.

Так и с Джин. Мировая звезда оперной сцены — высокомерная, бестактная — и что я с этим буду делать? Решила идти от жеста. В данном случае жест — это характеристика, в нем заключается отношение к людям: я их будто не вижу, они мне не интересны, отдаю вещи не глядя, как швейцару или неодушевленному предмету… Только потом зрители понимают, что за этой маской — тайна, которую моя героиня скрывала тридцать лет, чтобы не жалели, не задавали вопросов. Это такая трагедия, такую толстую броню надо иметь…

Люди — как космос, столько много всего есть в каждом человеке — и в нас. Главное — задать вопрос, понять, почему он такой…

— В спектакле звучит фраза «Искусство бессмысленно, если оно не заставляет биться наши сердца».

— Да, и она очень актуальна. Каким сейчас становится искусство? Что это — гимнастика для ума, разгадывание кроссвордов? Какие-то картинки, не затрагивающие душу. Ты можешь смотреть, даже восхищаться, как это красиво выглядит, как это изобретательно придумано, но это не проникает в сердце.

Проблема: чем еще можно удивить современного зрителя? Недавно видела запись одного спектакля, где актеры ходили по пояс в воде. Технологий множество, и можно придумать еще какой-нибудь «аттракцион», если, конечно, сцена позволяет.

Может, это, как ветрянка, скоро пройдет? Сто лет назад такие эксперименты тоже были в моде — об этом еще писали Ильф и Петров в «Двенадцати стульях» — помните, «Женитьба» в театре Колумба?

А я думаю, что удивить зрителя мы можем только абсолютной искренностью. Воздействовать эмоционально — только этим мы можем его взять…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных