Среда 20 октября

Тульский дюдик на десятилетия

Назад

11 декабря 2020 02:34

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива Веры АРД

Книга тулячки Веры Ард «Что я знаю о тебе?» стала победителем Национальной молодёжной литературной премии, организованной Роскультцентром. Церемония награждения состоялась 3 декабря в Москве.

Профессия: психолог

Вера Ард — творческий псевдоним Ольги Луканиной, но она уже привыкла к своему новому имени, ведь именно оно принесло успех и открыло новые перспективы. Премия конкурса в номинации «Детектив» обеспечила тульской писательнице выпуск книги в известном издательстве «Эксмо». Кроме того, автор, как победитель еще в одной номинации — «Электронная буква», получит ряд призов от партнера премии, сервиса электронных и аудиокниг «ЛитРес». В том числе контракт на выпуск «Что я знаю о тебе?» в издательстве «ЛитРес», изготовление аудиоверсии произведения с последующим распространением и продвижением, дополнительный подарочный тираж печатной версии книги, скидки на услуги ЛитРес: Самиздат и т. д.

Вера родилась в Ясногорске, высшее образование получила в Туле, с тех пор здесь и живёт. Училась на гуманитарном факультете ТулГУ по специальности «Психология». После университета работала школьным психологом в одной из тульских гимназий, затем перешла в областной центр «Помощь», где занималась с детьми и подростками. Через два года Вера решила попробовать себя в новой сфере и поискать более высокооплачиваемую работу. Ей это удалось — устроилась менеджером по подбору персонала в федеральную розничную сеть. Изучала резюме, проводила собеседования — профессиональные знания и опыт в этом деле оказались как раз кстати. Неудивительно, что её карьера сложилась…

Вера признаётся: вряд ли ей удалось бы написать «Что я знаю о тебе?», если бы не декретный отпуск: сейчас её малышке год и восемь месяцев. Дочка подрастала, освободилось время, и можно было вернуться к любимому хобби — прозе…

— Я писала еще в университете — рассказы у меня были тоже, но в основном предпочитала крупную форму. О чём? О нашей жизни. То, что принято называть современной прозой,— рассказывает Вера Ард.— Если говорить о жанре, то это не были любовные романы, скорее психологические драмы. Меня всегда интересовали люди, их состояния, взаимоотношения, мотивация — почему они поступают в каких-то ситуациях так, а не иначе. Наверное, это связано с профессией психолога, которую я получила…

Женский детектив

Совмещать литературный труд с рутиной повседневности, наполненной бесконечными житейскими проблемами, сложно. Особенно если писательство — не основная профессия, а увлечение. Когда у Веры появилась возможность вернуться к своим книгам, она сначала закончила старые, потом начала писать новую — детектив.

— Это моя первая книга в этом жанре, хотя читать детективы я любила всегда — хороший способ переключиться и отдохнуть,— отмечает она.— Предпочитаю классический детектив, особенно английский. Без погонь, стрельбы — полицейские истории мне не нравятся. Мне ближе детектив — интеллектуальная загадка, с исследованием психологии героев. Эталон — Агата Кристи, многие ее книги перечитала еще в юности. Сейчас с удовольствием читаю Джона Вердона, детективную серию Джоан Роулинг, Тану Френч…

Свой детектив Вера Ард построила по такому же классическому алгоритму. А в качестве места действия выбрала то, что знает лучше всего — офис крупной сетевой компании.

…« — Нет,— прошептала она в отчаянии, ноги не слушались. Теперь уже сама она упала в снег. Но холода не почувствовала. Никаких ощущений больше не было: ни звука, ни света, ни боли. Всё закончилось…»

Провинциальный город. Рядом с мебельным гипермаркетом находят тело молодой женщины — начальницы одного из отделов. Для того чтобы разобраться в том, кто её убил, из центрального офиса приезжает сотрудник службы безопасности. Вместе с ним читатель погружается в атмосферу офисной жизни — с её скрытыми интригами, обидами, завистью, страстями и тайнами. Практически у каждого персонажа — свой «скелет в шкафу». Как и положено, претендентов на роль убийцы в книге несколько — у них обнаруживаются и мотивы, и возможность. Но кто именно это сделал? Развязка неожиданная, в соответствии с законами жанра…

Экспансия женского детектива в нашей стране началась в конце 90-х — начале нулевых с Александры Марининой и её серии о Каменской. Потом наступила эпоха так называемых «иронических детективов» Дарьи Донцовой. Но с ними стали конкурировать книги Татьяны Устиновой, Вероники Платовой, Анны Малышевой, а со временем детективщиц стало так много, что их имена уже трудно было запомнить. И сегодня в этом жанре доминируют женщины — достаточно посмотреть на полки книжных магазинов. Авторы-мужчины, кажется, окончательно сдались и пока брать реванш даже не пытаются. Причины «женского нашествия» объясняют по-разному: кто-то считает, что «слабый пол» в принципе читает больше, детективы в том числе, то есть дамы пишут «для своих», кто-то снисходительно рассуждает о массовой культуре и бушующем феминизме. Другие объясняют проще: ярких женских имен сегодня много во всех литературных жанрах, потому что они стали посвящать меньше времени быту и стремятся к самореализации.

— Я работала над книгой «Что я знаю о тебе?» около года, с перерывами, конечно. Закончила в феврале 2019-го,— говорит Вера.— О своем писательском увлечении до этого никому не рассказывала, только мужу. Он и стал первым читателем. Ему понравилось — правда, возникли вопросы к финалу, после чего его немного переделала. К тому времени у меня уже была полностью закончена другая книга, и я стала изучать издательства и литературные конкурсы, куда можно было бы отправить тексты…

Публикация и продвижение

В эпоху интернета у начинающего автора нет проблем с публикацией стихов и прозы, возможностей привлечь к ним внимание издателей тоже неизмеримо больше. Вначале Вера Ард разослала первую, написанную до «Что я знаю о тебе?» книгу в крупные издательства — «Эксмо», «Астрель», «Азбука» и другие. После двух месяцев молчания, в апреле, получила ответ из «Эксмо»: готовы опубликовать в электронном виде. Сейчас Вера уже понимает, что у этого формата минусов больше, чем плюсов, но в тот момент была счастлива, поверила в себя — и в июне отправила новый детектив по тем же адресам. Опять тишина.

— Тогда я уже слышала про конкурс «Электронная буква» от ЛитРес и решила разместить книгу на этом сайте. Мне повезло — думаю, модератор дал хороший отзыв и на некоторое время книга попала в продвижение. Начались продажи, несмотря на то что обложка была слеплена наспех и текст не прошёл профессиональные редактуру и корректуру,— делится опытом Вера.— Подумала о том, что надо бы заняться продвижением и самой. Основным каналом стал Инстаграм. Блог начинала с нуля, но потихоньку он рос, хотя, конечно, в большей степени на меня подписывались не читатели, а коллеги по ремеслу, но хорошие знакомства — это тоже отлично…Очень рада, что итогом всей этой работы стала победа в конкурсе…

Ольга-Вера убеждена: в настоящее время существует достаточно много эффективных ресурсов и платформ, на которых каждый автор может выложить текст и обрести своего читателя, а в перспективе — и издателя. Она сама находила на таких сайтах очень интересную и качественную прозу — и не исключено, что скоро эти книги появятся в бумажной версии и станут бестселлерами. Но для этого надо много работать и верить в удачу. Это и есть главное правило «самиздата» XXI века.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама