Тульские реставраторы рассказали о своей работе в день профессионального праздника

Назад

01 июля 2025 09:29

 0

Фото: Тульское музейное объединение

1 июля в Тульской области отмечают День реставратора. Это одна из редких, уникальных и важных музейных профессий. Сегодня рассказываем о тех, кто возвращает шедеврам красоту.

Праздник появился в 2006 году, однако его история началась ещё в послевоенные годы. Так, в 1945 году была создана Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская, которая положила начало прославленной школе реставрации.

В Тульском музейном объединении трудятся художники-реставраторы нескольких направлений: специалисты темперной, масляной, монументальной живописи, по металлу, керамике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, дереву и позолоте.

Реставрационные мастерские находятся в новом здании — фондохранилище. Просторные помещения оснащены по последнему слову техники. В арсенале реставраторов имеются регулируемые столы для работ стоя и сидя, вакуумный стол для реставрации графики, прибор для сухой чистки и ультразвуковой скальпель для безопасного очищения предметов, удобные микроскопы на штативе, переносные ультрафиолетовые лампы и специальные пылесосы.

Работа художников-реставраторов направлена на восстановление и сохранение художественных произведений и антикварных предметов. Их цель — восстановить исходный вид и качество произведения искусства, соблюдая историческую и художественную ценность объекта.

Владимир Снытин — художник-реставратор. Занимается реставрацией 18 лет. Окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова по специальности — реставратор живописи. Направление работы: реставрация живописи, темпера.

«При поступлении в художественное училище 1905 года на профессию живопись, педагоги обратили внимание, что я тяготею к изображениям старины. Познакомившись со специальностью реставратора, я заинтересовался этой профессией, и с тех пор это стало частью моей жизни. Пожалуй, самые необычные экспонаты — иконы Успенского собора Тульского кремля. Начал реставрировать их ещё в 2008 году под руководством реставраторов центра им. И. Э. Грабаря. Огромная ответственность реставрировать иконы, созданные в 18 веке тульскими иконописцами»,— рассказывает Владимир Снытин.

Елизавета Перескокова работает реставратором уже год. Окончила Суздальское художественно-реставрационное училище. Специализируется на реставрации музейного металла.

«Меня привлекло сочетание различных дисциплин в одной профессии: история, искусство, химия, физика, а также возможность переключаться между видами деятельности интеллектуальной и физической. Самый необычный экспонат в работе — индо-персидский шлем кула-худ 19 века. Была проведена фотофиксация, расчистка от загрязнений, удаление продуктов коррозии, стабилизация активных очагов коррозии железа и консервация. Самый сложный процесс в реставрации металла — это удаление коррозии, особенно у железа»,— говорит Елизавета Перескокова.

Николай Морозов — в профессии реставратора — 2 года. Окончил Художественное училище им И. Д. Шадра.

«В профессию пришел случайно. Я скульптор по образованию, переехав в Тулу, искал работу. Увидел вакансию художника — реставратора по керамике и стеклу. Посмотрев требования, понял, что мои навыки и способности соответствуют работе. Сейчас в работе — две парные вазы из фаянса, итальянская майолика. У них есть утраты, но благодаря тому, что их две и у них, есть возможность снять формы и восстановить авторскую целостность»,— рассказывает Николай Морозов.

Кристина Трифонова занимается реставрацией 13 лет. Окончила Суздальское художественно-реставрационное училище. Направление работы: реставрация станковой, или масляной живописи.

«Папа, за что я ему очень благодарна, рассказал о профессии реставратора. В 15 лет я уехала из Тулы в Суздаль, успешно сдала экзамены. И начался мой путь реставратора. Многое сначала не получалось. Хотелось всё бросить. Но позже втянулась. От работы получаю огромное удовольствие. Приятно осознавать, что я могу продлить жизнь картине или иконе. Самый необычный экспонат в работе выделить не смогу. Все картины по-своему необычны, с каждой работать интересно. Любой экспонат требует индивидуального подхода в зависимости от его размера, технике написание и времени создания»,— говорит Кристина Трифонова.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных