Трудовой подвиг станкостроителей

Назад

13 ноября 2021 14:01

 0
Память

Автор: Наталья АЛЕКСЕЕВА

Фото: предоставлены пресс-службой АО «АК «Туламашзавод»

80 лет – в сущности, одна человеческая жизнь – отделяет нас от времени, когда враг стоял под Тулой. Точнее, не стоял, а атаковал беспрерывно, пытаясь штурмом взять гордый город, с древних времён не открывавший свои ворота неприятелю. Тула держалась и выстояла  благодаря беспримерному мужеству её защитников и самоотверженному труду её мастеров.

Тульский станкостроительный завод (сегодня АО «АК «Туламашзавод») с первых дней войны был ориентирован на Победу. Известие о нападении гитлеровской Германии застало заводчан на рабочих местах, а после смены прошёл митинг, в резолюции которого было сказано: «Мы будем работать с утроенной энергией, работать столько, сколько потребует Родина. Мы будем работать так, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом. Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами!» Станкостроители своё слово сдержали. ГКО принял предложение директора Б.М. Пастухова, и на заводе в кратчайшие сроки производство усовершенствованных тульскими умельцами пулемётов Максима было увеличено в 7,5 раза.

В октябре гитлеровцы подошли вплотную к Туле. Станкостроительный завод, как и другие предприятия города, готовился к эвакуации. Совсем близко грохотала канонада боя, рядом рвались снаряды. С вражеских самолётов сбрасывали на улицы, прилегающие к заводу, пачки листовок. На них по-русски было напечатано: «Пастухов, завод не вывезешь!..» Местная ребятня шустро собирала листовки и разносила по домам для растопки печей. Захватчики ошибались. Всего за три недели завод был эвакуирован.

Составы идут на восток

Несмотря на спешку, процесс сборов был хорошо продуман и чётко организован. К корпусам цехов, а многие из них были расположены в 2- и 3-этажных зданиях, в срочном порядке прокладывались железнодорожные пути. Бригады такелажников расширили оконные проемы, через которые вывозились из цехов станки. По быстро разработанным чертежам в ремонтных цехах завода было организовано почти массовое производство простых и в то же время оригинальной конструкции консольных кранов с электроприводами, которые оперативно монтировались в простенках оконных проемов по всем этажам корпусов. При помощи этих кранов в разобранные оконные проемы одни бригады спускали вниз привезенные из цехов станки, а другие – ставили и закрепляли их на платформы.

Для спуска оборудования со второго этажа были построены эстакады из шпал, на которые с помощью блоков и талей перемещались станки, а затем с помощью подъемных кранов и простейших приспособлений спускались на землю и доставлялись на заводскую железнодорожную ветку, где производилась погрузка на платформы.

Такая организация работы давала возможность одновременно отгружать из цехов сразу по несколько станков. Кроме станков демонтировались молоты, ковочные машины, термические печи и крановое оборудование.

Во избежание путаницы – чтобы и в пути ничего не потерялось, и по прибытии на место можно было быстро установить оборудование и пустить его в работу, оно грузилось в эшелон в строгом соответствии с технологической последовательностью операций. На станках были закреплены приспособления для обработки деталей, инструмент и калибры, необходимые для выполнения операций.

Завод буквально подняли на руки и погрузили на железнодорожные платформы. Три тысячи вагонов с оборудованием направились в Саратов, Куйбышев, Златоуст. Четыре тысячи рабочих с семьями ехали следом в теплушках. На новом месте их ждали недостроенные цеха и полевые условия жизни в зимнюю стужу. Такое было бы невозможно, если бы каждый работник завода – конструктор, инженер, рабочий – не считал свое рабочее место боевой позицией. Силой обстоятельств предприятие было разделено на три новых завода, которым предстояло наладить в кратчайшие сроки выпуск сразу нескольких образцов оружия для фронта.

Уже в конце декабря 1941 года в Куйбышеве были изготовлены и отправлены на фронт первые партии оружия – три тысячи пулемётов ШКАС и ДШК для самолётов ИЛ-2. В начале 1942 года новый завод в Златоусте развернул выпуск «максимов» и станков Соколова к ним, наряду с другим вооружением. В феврале того же года с конвейера саратовского завода на фронт стали поступать 14,5-мм самозарядные противотанковые ружья ПТРС. И везде – в Поволжье и на Урале – наши машиностроители оставались туляками – они не просто выполнили поставленную задачу, но до конца войны сумели наладить вокруг заводских корпусов полноценную жизнь.

Завод всегда завод

Руководителям эвакуируемых заводов было дано задание сформировать специальные группы из надежных, проверенных товарищей. Такая группа из 19 человек была сформирована и на Тульском станкостроительном заводе. Возглавлял ее начальник штаба МПВО В.И. Ермаков. В состав входили три работника областного управления НКВД. Группа получила ответственное задание государственной важности – в случае захвата противником Тулы взорвать предприятие. Впоследствии участники группы должны были влиться в партизанский отряд в Щегловской засеке. Группа отвечала за постоянную охрану предприятия, а также – за организацию и выполнение ремонтных работ: сюда с передовой доставляли вышедшее из строя оружие, и умелые руки машиностроителей давали ему вторую, третью и ещё бог знает какую по счёту жизнь. Кроме этого, на оборонительных рубежах и в городе остро требовался шанцевый инструмент.

Так что завод после эвакуации на восток практически всего оборудования и лучших производственных кадров всё же не прекратил свое существование. Кадровые работники предприятия в короткий срок оборудовали на промплощадке ремонтную мастерскую. Так началось возрождение завода.

Людей было мало, и организовать штатные структурные подразделения не представлялось возможным. Директор завода приказал создать производственные группы, небольшие пока по численности, но способные в будущем перерасти в полнокровные цеха и отделы. Конструкторскую группу, в задачу которой входила подготовка всей необходимой для производства технической документации, возглавил Н.Ф. Васильев. Во главе первой производственной группы стал инженер Д.В. Романов. В обязанности его подчинённых входил ремонт 50-мм и 82-мм миномётов. Вторая производственная группа под руководством инженера Н.Н. Филиппова занималась ремонтом станковых пулемётов систем Максима и ДС-39 и станков к ним.

Условия работы на заводе в дни обороны Тулы были особенно трудными. В ожесточенных схватках техника выходила из строя и немедленно доставлялась в опустевшие цеха. Ощущалась острая нехватка станков, вспомогательных механизмов, инструмента.

Член группы по охране завода Иван Борисович Сержантов вспоминал, как они, выполняя просьбу танкистов, вручную – электроэнергии не было – вращали токарный станок, когда проверяли коленчатый вал танкового мотора. Рассказывал, как подростки, которых стали принимать на завод в конце января 1942 года, тайком ходили в деревообделочный или литейный цех добывать топливо для «буржуек», бывших единственным источником тепла. Впрочем, у «буржуек» погреть получалось только руки, да и то по очереди. Добавьте к холодам постоянную нехватку провизии и как следствие – непреходящее чувство голода.

От близкой канонады со стен и потолков осыпалась штукатурка, в цехах вышибало уцелевшие после эвакуации оборудования рамы. В неотапливаемых помещениях, где, по утверждениям очевидцев, 13-летние девочки примерзали к станкам (морозы в первую военную зиму доходили до –45), заводчане работали по 18 часов, а после этого шли патрулировать улицы.

Александр Константинович Шереметьев в ноябре 1941 года принимал активное участие в ремонте вооружения и военной техники, изготовлении инвентаря для строительства оборонительных укреплений. Как он рассказывал в своих воспоминаниях, военная техника, выходившая из строя, поступала на завод едва ли не ежедневно. Вместе с ней прямо с передовой приезжали командиры подразделений с единственной просьбой: побыстрее произвести ремонт. Бойцам и командирам невозможно было объяснить, что людей не хватает, да и те валятся с ног от усталости и недоедания… И надо ли – на передовой было не легче.

За время обороны Тулы несколько десятков человек сумели в исключительно сложных условиях отремонтировать 15 миномётов, 35 пулемётов, 3 пушки, 3 гвардейских миномёта «катюша». Из «незавершенки» собрали 321 станковый пулемёт, 11 авиационных пушек, которые использовались как противовоздушные орудия, 9 противотанковых ружей, 235 пулемётных станков, а также крупногабаритные и сложные запчасти для бронепоезда, танков и дивизионных пушек.

В условиях отсутствия условий

История создания батальонного миномёта весьма примечательна. В трудные дни обороны города осенью 1941 года командование Тульского рабочего полка обратилось к заводчанам с просьбой наладить выпуск миномётов – у Тульского рабочего полка такого оружия не было.

Работой по изготовлению миномётов руководил начальник производственной группы Дмитрий Васильевич Романов. Из инженерно-технического состава и рабочих, оставшихся в городе, была создана специальная группа.

Начали с того, что попросили у 154-й стрелковой дивизии, воевавшей на тульских рубежах, один миномёт для образца. На завод 18 ноября был доставлен 82-мм миномёт образца 1937 года конструкции Б.И. Шавырина. По нему сразу же начали снимать эскизы и превращать их в рабочие чертежи, которые к вечеру 19 ноября были уже готовы. Занималась этим группа Н.Ф. Васильева. Конструкторский надзор и создание чертежей непосредственно с деталей разобранного миномёта, доставленного на завод с фронта, осуществляла Вера Александровна Полухина. Конструкторы в короткий срок изготовили рабочие чертежи частей и детали миномёта и передали их в производственную группу.

Коллектив завода приступил к выполнению задания, не имея в достаточном количестве оборудования, инструмента, рабочих чертежей, потребных профилей металла. Плюс к этому опыта изготовления такого вида вооружения у станкостроителей не было. Тем не менее, почти за одни сутки на заводе оборудовали мастерскую и собрали металл. Помещение, где организовали производство (здание конструкторского бюро, построенное в начале 30-х годов под руководством П.П. Третьякова), было совершенно выстуженным, так как при демонтаже оборудования во время эвакуации были выставлены окна. Ствол для первого образца поручили сделать опытнейшему ствольщику В.В. Толмасову. Металла нужного ассортимента не было, так что ствол первого миномёта пришлось делать из… водопроводной трубы. Даже труб подходящего размера на заводе найти не удалось. В.Г. Жаворонков, Н.И. Чмутов, Ф.Т. Храмайков организовали доставку труб. Сварщик И.Б. Сержантов с помощниками делали заготовки для опорной плиты. Один из опытнейших гравёров И.И. Никольский должен был сделать угломер-квадрант.

Несмотря на беспрерывный обстрел города, люди работали самоотверженно, никто не уходил со своего рабочего места, пока не обрисовались первые контуры орудия. В течение 18–20 ноября 1941 года были сданы в обработку все основные детали миномёта: ствол, вертлюг, подъемный механизм, двунога и опорная плита. Небольшая группа оружейников почти за 6 суток изготовила и собрала первый миномёт к 27 ноября 1941 года. Утром группа машиностроителей с представителем 154-й дивизии старшим лейтенантом И.Н. Козловым выехала для испытаний на окраину Рогожинского поселка. Здесь и был сделан первый выстрел по врагу из тульского миномёта. Проба оказалась не совсем удачной: ствол первого миномёта, изготовленный из обычной трубы, разорвало. Всего же заводчане сделали пять опытных изделий, пока полностью отработали технологию, смонтировали приспособления и инструменты, провели упрочнение ствола.

Авторитетный миномёт

И уже в ночь с 30 ноября на 1 декабря был собран первый серийный миномёт. 1 декабря 1941 года комитет принял постановление передать миномёт № 1 Тульскому рабочему полку, защищавшему подступы к городу. Представители завода приехали вместе со своим изделием в штаб полка, находившийся тогда в здании механического института, и в торжественной, насколько позволяли фронтовые условия, обстановке передали миномёт рабочему полку. На казеннике миномёта они прикрепили табличку с надписью: «Тула. Миномёт № 1». Здесь он получил первое боевое испытание.

Изготовленные на Тульском станкостроительном миномёты калибра 82 мм по своей эффективности и боевым характеристикам значительно превосходили немецкие. Дальность стрельбы наших миномётов составляла 3040 м, а немецких 81,4-мм миномётов – только 1900 м. За успешное выполнение заданий по обеспечению армии вооружением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 года токарь А.Д. Панин и старший инженер-конструктор С.А. Коровин были награждены орденом «Знак Почета», а старший мастер И.М. Коротков – орденом Красной Звезды. Три человека были награждены медалью «За трудовую доблесть».

Не менее дорогой наградой стали отзывы красноармейцев. В том числе и в письме секретарю Тульского обкома ВКП(б) А.В. Калиновскому:

«...Как Вы знаете, Тульский рабочий полк прошел тяжелый, тернистый, но славный путь. Он вместе с Красной Армией освободил город Калугу и еще 16 населенных пунктов. Тулякам есть чем гордиться.

Тов. Калиновский, Вы, наверно, помните, когда туляки сделали первый миномёт и дали его нам. Этот миномёт в данное время цел и невредим. Он находится у нас в полку и пользуется хорошим авторитетом.

Из тульского миномёта № 1 нами уничтожено 29 огневых пулемётных точек, 18 миномётов, 764 солдата и офицера. В этом расчете и сейчас работают с первых дней наши славные миномётчики: туляк Грызлов, рабочий оружейного завода; туляк Никеркин.

Мы решили с этим миномётом дойти до Берлина, а затем привезти этот миномёт в Тулу, одобрить его хорошую работу и поставить в музей. Я думаю, тов. Калиновский, он будет доволен. Как, одобрите Вы мое решение или нет? Напишите.

Наш миномётный батальон взял к октябрьским торжествам обязательство: в первых боях уничтожить из миномёта до 1000 солдат и офицеров. Это будет наш подарок тулякам.

С фронтовым приветом! Комиссар минбата туляк Хохлов».

Первый расчет миномёта № 1, в составе которого были оружейники Д.М. Орлов и А.И. Грызлов, прошел с боями до реки Жиздры, освободив от фашистов тульскую и калужскую землю. Весной 1943 года в неравном бою тульский миномёт № 1 погиб вместе с командиром расчета старшим сержантом Д.М. Орловым.

Позже, с 1943 года, на заводе начали производить 160-мм дивизионные миномёты с лафетом на колесном ходу…

…Сегодня АО «АК «Туламашзавод» выпускает куда более сложную высокотехнологичную и наукоёмкую продукцию, в том числе и гражданского назначения. На предприятии, щедро поделившемся в суровые военные годы со страной своими производственными мощностями и уникальным кадровым потенциалом, помнят о великом трудовом подвиге станкостроителей и чтут их память.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных