Тайна сахалинского осетра раскрыта в Алексине
05 мая 2023 14:27
Автор: Александр ИВАНОВ
Фото: Вячеслава ШЕБАНИНА
Эта история, напоминающая киносценарий, длилась много лет. Развести капризного осетра, которого в природе оставалось совсем немного —
«Молодой коммунар» не раз рассказывал о перипетиях борьбы за спасение сахалинского осетра с участием немногих энтузиастов (у большинства руки опустились), из которых дальше всех продвинулся алексинец Вячеслав Шебанин. Он первый получил в неволе (в кофейных чашках на веранде своего дома) несколько икринок редчайшего сахалинского зелёного осетра. Через год у него получилось вывести в искусственных условиях достаточную для выращивания партию личинок в несколько сотен. И вот на днях случился настоящий прорыв: в Алексине получена партия в 30 000 икринок, а это уже означает, что отныне можно будет восполнять генофонд, и эта рыба не исчезнет как вид.
Место обитания этого самого редкого в мире осетра (в природе насчитывается около 200 голов) — Сахалин, Японские острова, Камчатка. Река Тумнин в Хабаровском крае — единственное на сегодняшний день достоверно известное место его нереста. Более двух десятков лет рыбоводы весной выезжают на эту речку с экспедициями, чтобы попытаться развести сахалинского осетра в полевых условиях, прямо в реке, отгородив часть русла сеткой. Но поймать невредимой эту рыбу крайне сложно просто потому, что этих осетров и в Тумнине мало. В сезон порой удаётся изловить
В условиях рыбхоза, казалось бы, легче, да всё равно не получалось. Развести сахалинского зелёного осетра в искусственных условиях пробовали в ФГБУ «Амуррыбвод», во Всероссийском НИИ пресноводного рыбного хозяйства (там в 2020 году из икры, которую передали из Алексина, удалось вывести всего одну (!) личинку) и других осетровых хозяйствах страны. Над решением задачи бились упорные японцы, которые реализуют у себя программу возрождения популяции этой рыбы. Но все усилия были тщетны: икру получить удавалось, но в самый ответственный момент, когда в икринке уже начиналось движение крохотной личинки, икра по необъяснимым причинам гибла. «Договориться» с природой никак не выходило.
Но алексинцы — народ упорный. Хотя им и говорили
— Одними из первых с «выводком» в 30 000 личинок меня поздравили коллеги из крупнейшего профильного хозяйства страны — «Вологодской осетровой компании». Кстати, недавно Владимир Путин в беседе с тамошним губернатором отметил, что вологодские осетроводы получают больше всех чёрной икры в стране,— рассказывает Вячеслав Шебанин.— Вологодским коллегам мы благодарны за подарок: они предоставили нашему цеху мощный смягчитель воды. И заверили, что готовы забрать всё поголовье родившейся у нас молоди, чтобы сахалинский осётр покинул зону риска по угрозе исчезновения. Его, к слову, вообще мало кто видел в живом виде, даже специалисты.
Конечно, я рад полученному уникальному результату. И волновался я перед экспериментом текущего года по разведению этого осетра даже больше, чем тогда, когда на моей домашней террасе первые личинки появились. Ведь скепсис был среди коллег всеобщим. Но я рад, что удалось доказать и коллегам, и чиновникам, что мы — на верном пути, алгоритм расшифрован, и дело действительно в мягкости воды. И теперь этому краснокнижному осетру исчезновение не угрожает.
Федеральное Росрыбоводство приняло в своё время специальную программу по сохранению этого осетра, которую собралось уже закрывать ввиду отсутствия практических результатов. Теперь, надеюсь, решение будет пересмотрено, и программа продолжится — базу мы создали…
Кстати, Центральный банк России выпустил серию памятных монет «Красная книга России», и единственная рыба, увековеченная в этой серии в серебре,— именно сахалинский зелёный осётр. Спасённый от вымирания в Алексине…