Судьба рядового Райкова
05 октября 2021 13:42

Автор: подготовила Ульяна ПАНИНА
Фото: из открытых источников и из личного архива С. Райковой
В номере «Молодого коммунара» от 24 ноября прошлого года была опубликована статься «Унесенные «Вихрем». В ней шла речь о событиях, произошедших в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года. И кратко сообщалось о судьбе туляка – рядового Советской армии Владимира Райкова, погибшего при выполнении воинского долга.
Напомним: однозначного толкования того, что случилось в Венгрии почти 65 лет назад, нет до сих пор. Одни называют это венгерским восстанием защитников свободы народа, другие антиконституционным мятежом. Но ни одна сторона не оспаривает (хотя есть и желающие оправдать) тех очевидных зверств, которые творились на улицах Будапешта и других городов в эти осенние дни. Признано также, что участники как бы мирных протестов были обеспечены стрелковым оружием, располагали танками и артиллерией, что привело к разворачиванию масштабных боевых действий.
Как пишет автор книги «Части войск правительственной связи в период 1945–1960 гг.» А.Н. Савельев, «за героизм и мужество, проявленные при выполнении боевых задач, указами Президиума Верховного Совета СССР свыше 10 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (из них орденом Александра Невского – 134 чел.; орденом Красной Звезды – 3566 чел.; орденом Славы III степени – 1480 чел.; медалью «За отвагу» – 2984 чел.; медалью «За боевые заслуги» – 3183 чел.). Звания Героя Советского Союза удостоены 26 человек (из них 14 посмертно)».
Среди награждённых орденом Славы был и наш земляк Владимир Райков, который был представлен к награде посмертно. Сегодня в Туле живет его сестра Софья Райкова. И ей важно было узнать обстоятельства гибели родного человека. Она же поделилась с автором подробностями короткой биографии брата.
Владимир родился 1 декабря 1935 года в деревне Ново-Никольское Тульского района (Алешковский сельсовет) Тульской области. В крестьянской семье Райковых было семеро детей: пять дочерей и два сына.
В ноябре-декабре 1941-го Ново-Никольское заняли фашисты. В доме Райковых располагался немецкий штаб. При отходе немцы сожгли деревню.
Райковым, так же как и другим односельчанам, пришлось заново строить дом, восстанавливать хозяйство. В годы военного лихолетья детям учиться было некогда, все свои силы те, кто остался в тылу, отдавали фронту, поэтому даже самые маленькие помогали родителям по хозяйству, чтобы семья могла выжить.
Только в 1946 году в 11 лет Владимир Райков пошел в первый класс. Окончив в 1953 году семь классов, он устроился работать на завод п/я 43 г. Тулы (ныне АО «Машзавод «Штамп») учеником слесаря. На заводе вступил в ряды ВЛКСМ. А через год был призван в ряды Советской армии.
Рядовой Райков служил в 10-м отряде Внутренней охраны МВД СССР (г. Ровно), который находился в стадии переформирования. В итоге Владимир вместе с рядом сослуживцев был переведен для продолжения дальнейшей службы в 3-й отдельный Краковский ордена Красной Звезды полк правительственной связи и распределен в 1201-ю отдельную орденов Александра Невского и Красного Знамени роту правительственной ВЧ-связи КГБ при СМ СССР, которая дислоцировалась на территории Венгрии.
С 1954-го по 1956 год рядовой Райков успел побывать ротным писарем, затем заведующим складом. В июле 1956-го был назначен на должность старшего линейного надсмотрщика.
С 23 октября по 2 ноября того же года комсомолец Владимир Райков принимал активное участие в восстановлении разрушенных мятежниками различных участков магистральной линии ВЧ-связи в пригородах г. Будапешта, неоднократно при устранении последствий диверсий участвовал в боестолкновениях с противником.
31 октября 1956-го советские части были выведены из Будапешта. Остро встала проблема обеспечения руководства Особого корпуса, штаб которого переместился на аэродром Тёкёль, специальной связью. От Тёкёля, где находилось управление батальона правительственной связи, в Будапешт через рабочий район города Чепель до Дуная проходила отдельная воздушная линия специальной связи, построенная связистами в 1955 году для связи с Будапештом. Именно по ней некоторое время осуществлялись переговоры командования Особого корпуса с правительством Имре Надя.
Магистральная линия правительственной ВЧ-связи в то время представляла собой сложное инженерное сооружение и состояла из воздушных и кабельных участков. Войска правительственной связи обслуживали постоянные воздушные линии связи, протянувшиеся на многие километры, состоящие из специальных пронумерованных опор, на которые подвешивались провода связи. Чтобы заменить изолятор или закрепить на нем медную проволоку, одному связисту необходимо было залезть на столб на высоту более 4 метров в специальных «когтях», а другому при необходимости помогать товарищу. При этом оба связиста становились живыми мишенями.
Чтобы выполнять такую работу, требовалась не только серьезная квалификация, но и бесспорное мужество, выдержка и хладнокровие. И конечно, защита. Последствия диверсии в октябре-ноябре 1956 года приходилось устранять под огнем противника. Поэтому аварийная команда, выезжавшая на линию связи при ее повреждении, состояла из 10–12 человек, половина которых занималась восстановлением разрушения, а вторая – обеспечивала прикрытие. Так, в период с 30 октября по 2 ноября связисты 18 раз выезжали на устранение диверсий мятежников на линии связи в Чепеле.
3 ноября 1956 года в Будапешт отправилась советская делегация во главе с первым заместителем начальника Генштаба Минобороны СССР генералом армии М. С. Малининым. На связи с ним в Тёкёле находился председатель КГБ СССР И. А. Серов. Понятно, что связь должна была поддерживаться в оперативном режиме, что в боевых условиях гарантировать было невозможно. На устранение последствий очередной диверсии и восстановление линии правительственной связи была направлена группа старшего лейтенанта Анатолия Григорьева. В её состав входил и туляк Владимир Райков.
Прорываясь к месту повреждения линии связи через местность, занятую противником, на одном из поворотов бронетранспортер попал в засаду. В результате выстрела из противотанкового орудия часть военнослужащих была убита осколками. Несколько осколков попали в бензобак боевой машины. Уцелевшие при взрыве советские солдаты, несмотря на ранения, приняли короткий и неравный бой. Старшего лейтенанта Григорьева и сержанта Кащеева позже подобрали в бессознательном состоянии на месте боя местные жители, до прихода советских войск 10 ноября их прятали от расправы мятежников в одной из больниц Чепеля.
Тела ещё одиннадцати погибших связистов и разведчиков были захоронены в братской могиле в советском авиагарнизоне Тёкёль с воинскими почестями 16 ноября 1956 года. Все солдаты были представлены к награждению государственными наградами. Среди награждённых посмертно был и Владимир Райков.
Доблесть связистов и факт их награждения государственными наградами были незаслуженно забыты и скрыты все эти годы, в том числе и от родственников.