Понедельник 27 июня
Связаться с редакцией

Станиславский в гостях у Толстого

Назад

21 июня 2022 02:43

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Музейном квартале Тулы в культурно-выставочном комплексе «Л. Н. Т.» открылась выставка Музея Московского академического художественного театра «Станиславский: рождение легенды».

Всё началось с домашнего театра

Музей МХАТ был создан в 1923 году на основе личных архивов К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — оба скрупулезно собирали всё, что имело отношение к их творческой деятельности, задолго до их первой встречи. В настоящее время Музей МХАТ — один из самых крупных театральных музеев, в его коллекции — более 340 предметов. Основная экспозиция размещена в здании МХТ им. А. П. Чехова, в структуру музея входят еще две площадки — Дом-музей К. С. Станиславского и Музей-квартира В. И. Немировича-Данченко.

Это дебют Музея МХАТ в Туле и, по словам заместителя директора музея и куратора выставки Марфы Бубновой, экспозиция получилась значительно шире, чем задумывалась ранее. А первоначальная концепция совместного проекта мхатовского музея и музея-заповедника «Ясная Поляна» строилась на теме домашнего театра.

В 1870-е годы театральные кружки и домашние театры в России были широко распространены. Театром увлекались Мамонтовы, Секретарёвы, Сапожниковы и другие известные семьи. Толстые и Алексеевы (настоящая фамилия Станиславского) также были страстными театралами. В доме Толстых часто ставили спектакли, в том числе и для крестьянских детей. Что же касается Алексеевых, то глава семьи, купец и благотворитель Сергей Владимирович, отец Станиславского, специально для домашнего театра построил отдельное здание в подмосковной усадьбе Любимовка и оборудовал зрительный зал в своем московском доме у Красных ворот.

— Мы подумали, что это правильная идея — поговорить летом именно о домашних театрах. Но потом решили не ограничиваться рассказом о знаменитом Алексеевском кружке, а проследить творческий путь Станиславского, попытаться понять, как он стал легендарным человеком, которого знают во всем мире, — говорит Марфа Бубнова. — А начиналось всё с семьи, с семьи купеческой, которая в принципе не могла позволить сыну стать артистом. Но отец Константина Сергеевича очень не хотел отпускать от себя детей и делал всё возможное, чтобы они оставались дома. Потому и построил флигель для постановок в Любимовке. Алексеевский кружок так просуществовал десять лет, и тогда Станиславский понял, что домашней сцены ему уже мало, и задумал создать Общество искусств и литературы. Константин Сергеевич вложил в этот проект деньги, полученные от отца к совершеннолетию. В уставе общества было написано, что оно должно существовать на паях, и вложенные деньги будут возвращены через год или частями в течение нескольких лет. Конечно, они не вернулись...

Фотоальбом и венчальные свечи

Общество искусства и литературы также существовало десять лет. Станиславский был в нем и режиссером, и актером. А потом и этот этап закончился. Константин Сергеевич долго искал единомышленника — человека, с которым он мог бы выйти на новый уровень и построить свой театр. Вот тогда и состоялась историческая встреча с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. На выставке в Туле представлены уникальные документы, в их числе — визитная карточка Немировича-Данченко, а еще конвертик, в котором она была прислана. Их Станиславский хранил всю свою жизнь как память о событии, с которого началось создание Московского Художественного театра...

Портреты Станиславского и Немировича-Данченко завершают экспозицию в «Л.Н.Т.», а начинается она с семейного альбома Алексеевых — очень красивого, в обложке, отделанной перламутром. Фотоальбом присутствует на выставке и в электронном виде — так что каждый посетитель может его «полистать».

Здесь же можно увидеть графические портреты членов семьи Алексеевых и их личные вещи. Среди раритетов — венчальные свечи с бракосочетания Константина Сергеевича и Марии Перевощиковой (сценический псевдоним — Лилина). Мария также увлекалась театром, она играла в постановках Общества искусства и литературы. Они познакомились в начале 1888 года. О том, что влюблены друг в друга, поняли не сразу. Константин Сергеевич вспоминал: «Нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались в спектакле».

В экспозиции, конечно, отражена не только семейная, но и театральная тема. В выставочном зале «Л.Н.Т.» демонстрируются программки, афиши, макеты декораций, эскизы театральных костюмов и собственно костюмы — из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», в котором легендарная актриса Ольга Книппер-Чехова играла царицу Ирину, и японской «оперетки» «Микадо», поставленной еще в Алексеевском кружке в 1887 году.

«Ему здесь хорошо»

Две величайшие фигуры своего времени — Лев Николаевич Толстой и Константин Сергеевич Станиславский. Были ли между ними пересечения? Безусловно. Так же, как и Станиславский, Толстой считал, что искусство должно быть общедоступным и общепонятным, что оно должно служить целям нравственного совершенствования. Московское общество искусства и литературы, созданное Станиславским, осуществило одну из первых постановок комедии Толстого «Плоды просвещения», а его участники лично встречались с автором пьесы.

— К сожалению, документальных свидетельств, подтверждающих этот факт, не сохранилось. При этом известно, что в Обществе искусства и литературы Станиславский ставил произведения Толстого, и это были знаменательные спектакли, — отмечает Марфа Николаевна. — Наша выставка органично вписалась в пространство выставочного зала «Л.Н.Т.». Константин Сергеевич настолько ценил и уважал Толстого, что, я уверена, ему здесь хорошо. Кстати, сегодня между ними есть и родственные связи: сын Константина Станиславского Игорь Алексеев женился на внучке Льва Толстого Анастасии, и теперь у них есть общие правнуки. Две ветви сплелись...

Выставка «Станиславский: рождение легенды» будет работать в культурно-выставочном комплексе «Л. Н. Т.» (ул. Металлистов, 25) по 31 августа.  Открыта со среды по субботу с 11.00 до 19.00, в воскресенье — с 10.00 до 18.00.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных