Собеседование по русскому не по-русски
12 февраля 2021 08:13
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: из открытых источников
10 февраля 12 596 девятиклассников Тульской области вместе с ровесниками по всей стране прошли итоговое собеседование по русскому языку. Школьники должны набрать минимум 10 баллов из 20 возможных, чтобы получить зачёт, он же — допуск к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования.
Сказать, что ученики, родители и даже учителя в восторге от этого испытания,— сильно погрешить против истины. Русскоязычный интернет полон экспертных и не очень мнений pro et contra. Противники собеседования преимущественно упирают на жесткий психологический прессинг, связанный с коротким временем на подготовку и усиленным контролем, сторонники апеллируют к необходимости решать серьезную проблему с навыками вербальной коммуникации и осознанного чтения у подростков.
На самом деле правы все. Неспособность воспринимать и ясно излагать связный текст — это деградация, кто бы что ни говорил об альтернативных способах общения и передачи информации. Человека от животного отличают сознание и речь. Но и проводить простое собеседование под прицелом видеонаблюдения и кучи контролёров —
— Собеседование по русскому языку возникло как ответ на проблему: «Дети не умеют говорить». Сейчас это стало неким «перевалочным пунктом» к письменному экзамену и для большинства не вызывает затруднений,— отмечает преподаватель русского языка и литературы Анна Горбачёва.— Хотя
Действительно, сама идея такого теста в принципе неплоха и вполне могла бы приносить пользу, если бы… Если бы предлагаемые к работе тексты имели хоть
Совершенно не ясно, на основании чего для пересказа были выбраны не отрывки из художественных произведений, которые отличает либо безупречная стилистика, либо богатая образность и меткость слова, а
Но самая большая беда даже не в этом. Предложенные задания текстом могли назвать лишь те люди, которые их писали и потом утверждали. Для всех остальных это набор предложений, связанных между собой исключительно объектом, о котором они рассказывают.
Не будем голословными: в широком доступе есть демонстрационная версия, в которой девятиклассникам для чтения вслух и последующего пересказа с цитированием предлагают «образец изящной словесности» о Юрии Гагарине. 177 слов. 12 предложений. И искреннее недоумение: зачем детям предлагать вот эту помесь плохой статьи из Википедии со
«Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них»… Это перевод с немецкого? Или чем ещё можно объяснить такой странный порядок слов в предложении? «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса». Что хотел сказать автор этих строк?
Посмотришь на эти задания — и детей действительно жалко. Но всё, что здесь можно посоветовать подрастающему поколению,— читать больше хорошей литературы. Тогда на собеседовании по русскому языку можно будет грамотно и аргументированно заявить экзаменатору, что предложенные тексты написаны как угодно, только не