Сколько стоит «авось»

Назад

01 октября 2021 04:11

 0
Город Т.

Автор: рубрика Ирины СКИБИНСКОЙ

Фото: из открытых источников

Нередко подпись, поставленная человеком под невнимательно прочитанным документом, оборачивается неприятными хлопотами, потерей времени и денег. Именно в такую ситуацию попал Михаил П., купивший в кредит в одном из тульских автосалонов новенькую «Шкоду Октавиа».

О расширенных гарантиях

В кредитный договор, кроме собственно стоимости автомобиля (около полутора миллионов рублей), были включены страховка и так называемая расширенная гарантия. Последняя оценивалась в двадцать тысяч. Михаил машину в кредит покупал впервые, нервничал, возможно поэтому не обратил внимания на эту строку и не стал уточнять, о какой именно гарантии идет речь. Подписал договор и облегченно вздохнул: дело сделано. И только дома стал тщательно изучать все выданные ему документы. Вот тогда и обнаружил, что под «расширенной гарантией», оказывается, имеется в виду годовой сертификат на услуги крупной компании, специализирующейся на оказании техпомощи на дороге. По этому сертификату клиент имел право один раз за год бесплатно вызвать эвакуатор, а также попросить подвезти топливо и пригласить аварийного комиссара для разбирательства дорожно-транспортного происшествия. Михаил имел представление о том, сколько на самом деле стоят такие услуги. Даже если за один год его новый автомобиль успеет застрять где-нибудь в дороге с пустым баком, потом сломаться, а потом попасть в ДТП, всё равно решение всех этих проблем в сумме обойдется дешевле сертификата.

Михаил принял решение отказаться от фактически навязанной услуги. В таких случаях, в соответствии с российским законодательством, потребитель должен написать заявление о расторжении договора и возврате денежных средств в адрес исполнителя услуг. Однако, как выяснилось, компания, выпускающая сертификаты, никаких денег на свой счет не получала.

– Схема выглядит так: компания распространяет свои сертификаты по автосалонам, которые впоследствии продают их клиентам, то есть в данном случае выступают как посредники, – объясняет главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Любовь Чернова. – При этом хочу отметить, что базовая цена таких карт, как правило, достаточно невысока: от шести до девяти тысяч. А посредники могут продать её за любую цену: хоть двадцать тысяч, хоть двести тысяч – такие случаи в Туле тоже бывали, и закон это не запрещает. В результате посредники же и зарабатывают на разнице, тем временем денежные средства клиенту при расторжении договора должна вернуть компания-исполнитель…

А она, разумеется, отказывается. Вот такая история: формально никто ничего не нарушает, однако потребитель не может воспользоваться своим законным правом и вернуть деньги. Выход один – идти в суд. Специалисты регионального Роспотребнадзора подготовили иск в защиту интересов Михаила П., суд состоялся и вынес решение в его пользу, обязав компанию-исполнителя вернуть потребителю деньги за сертификат. Судебное решение было объявлено совсем недавно и в законную силу пока не вступило.

Сейчас Михаил признаёт: всего этого могло и не быть, задай он вовремя парочку уточняющих вопросов о «расширенной гарантии». Но мы же всегда так спешим и надеемся на авось. Только стоит ли то самое «авось» двадцать тысяч рублей? А двести?..

Если платье расползается по швам

А вот Елена Сергеевна сожалеет о другом – прежде всего о неудачном выборе свадебного салона, в котором она приобрела платье для дочери. Что обидно, прежде чем сделать покупку, женщина почитала отзывы на сайте магазина – и они оказались не самыми восторженными. Отзывы – на одной чаше весов, привлекательные цены и большие скидки – на другой. Вторая перевесила.

Платье выглядело шикарно: корсет, пышные юбки, тончайшие кружева цвета слоновой кости. Дочь в этом наряде была похожа на настоящую принцессу. Казус случился прямо в день бракосочетания. Когда одевали невесту, один из швов пополз, потом второй. Зашить это было невозможно: дорогая тонкая ткань буквально рассыпалась в руках. Елена Сергеевна позвонила в салон, попросила прислать мастера, чтобы всё исправить. В ответ услышала, что таких услуг магазин не предоставляет. А еще – ядовитый комментарий по поводу комплекции ее дочери: мол, накануне свадьбы все невесты садятся на диету, и ваша могла бы похудеть.

Дочь Елены Сергеевны была очень стройной девушкой, и причина неприятности с платьем была совершенно в другом – несоблюдении технологии при пошиве. Об этом маме невесты рассказала срочно вызванная на дом частный мастер с большим стажем работы в ателье. Оказалось, деликатную ткань не так прострочили, а края обработали неправильно. Опытная швея сумела спасти платье, и оно не испортило брачующимся праздник. Конечно, за срочную и сложную работу мастеру пришлось заплатить по тройному тарифу. Елена Сергеевна взяла с нее расписку – и после свадьбы отправилась в салон требовать компенсацию. Показала расписку, платье. Не помогло…

– Ситуация сложная, – комментирует и. о. начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Елистратова. – Покупательница может требовать компенсацию потраченных денег на ремонт товара ненадлежащего качества третьими лицами. Но в данном случае доказать, что товар изначально был некачественным, можно только с помощью экспертизы. Подобного рода споры решаются в суде, а аргументами в пользу потребительницы смогли бы стать фотографии платья до ремонта и показания свидетелей, например той же швеи…

Вы спрашивали:

Кристина:

– Летом приобрела тур для себя и ребенка в Турцию, но потом ситуация с коронавирусом в этой стране резко ухудшилась – об этом писали в СМИ. Мы взвесили все «за» и «против», решили не рисковать и отказаться от поездки. Написали заявление о расторжении договора турагенту в Туле, она переслала его туроператору в Москве. Деньги не возвращают.

– Обращайтесь в суд. Недавно иск в защиту потребителя по аналогичному делу подавали представители Роспотребнадзора, – рассказывает Любовь Чернова. – Женщина отказалась от поездки в Турцию после того, как в этой стране из-за ситуации с коронавирусом ввели ряд ограничений – в том числе закрыли бассейны в отелях, «шведский стол» заменили на другой формат обслуживания в ресторанах и так далее. Она собиралась лететь в Турцию с маленьким ребенком, так что условия отдыха для нее были очень важны. Туроператор на заявление потребительницы о расторжении договора купли-продажи никак не отреагировал. Суд обязал его не только вернуть деньги за тур, но также выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и судебный штраф.

Ангелина Витальевна:

– Купила дорогое пальто, принесла домой, срезала бирку. А на следующий день утром, при дневном освещении, вновь померила – и поняла, что этот цвет мне абсолютно не идет. В магазине принимать товар обратно категорически отказались.

– В данном случае продавец прав. Возврат вещей в магазин действительно возможен в течение 14 дней практически по любой причине: не подошел фасон, цвет; вы поняли, что хотели бы иметь эту вещь в другом размере и так далее. При этом главное – чтобы сдаваемый в магазин товар сохранил товарный вид и фабричные ярлыки, поэтому ни в коем случае не надо торопиться срезать ярлыки и фирменные этикетки, если вы не уверены, что будете пользоваться этой вещью.

Анатолий Ильич:

– Знакомые сообщили, что нужная мне вещь, причем недорого, продается в торговом центре на другом конце города. На сайте магазина увидел график работы магазина – до 21.00, приехал, а ТЦ закрылся на час раньше. На входной двери магазина, кстати, было написано, что он работает до 20.00. Получается, что на сайте – недостоверная информация. Это нарушение?

– Нет. Предприятия розничной торговли могут иметь свой сайт или не иметь, размещать там график работы или нет… Закон их это делать не обязывает. А вот предоставлять информацию о времени открытия, закрытия, обеденном перерыве, выходных днях в месте работы – например, на входной двери – магазин должен. Так же, как и в точности соблюдать этот режим.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных