Шедевры по обмену

Назад

07 ноября 2021 08:39

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка картин русских художников XIX века из фондов Ивановского художественного музея.

Коллекции региональных музеев, конечно, несравнимы по масштабу и многообразию с собраниями Третьяковской галереи или Русского музея. Однако и в них хранится много ценных, а иногда и хрестоматийных полотен известных художников, которые большинство из нас может увидеть разве что в репродукциях.

Обменные выставки, которые в последние годы проводятся в рамках национального проекта «Культура», дают уникальную возможность познакомиться с коллекциями музеев других городов. Только в этом году Тульский музей изобразительных искусств организовал три такие выставки – совместно с Калужским, Вологодским и Ивановским музеями.

– Мы работаем над такими проектами вместе с коллегами – тщательно продумываем, какие именно работы привезти. Стараемся выбрать вещи авторов, которые не представлены в нашем музее или представлены не очень полно, – рассказывает первый заместитель генерального директора Тульского музейного объединения Марина Кузина. – При этом всегда привозим самое лучшее. В экспозиции из Ивановского музея демонстрируются прекрасные портреты Тропинина, Брюллова, Ге и других знаменитых художников. А мы в рамках обменной выставки отправили в Иваново западноевропейскую живопись – полотна Вильгельма Дитриха, Николаса Берхема, Доменико Корви и других мастеров XVII–XVIII веков...

b368ed97-3c57-4130-9426-970a9bd1d057.jpg

Одна из самых интересных работ, представленных на выставке, – «Богоматерь с младенцем» Фёдора Бруни. Русский художник итальянского происхождения (Бруни родился в Милане), автор знаменитого «Медного змия» и фресок в Исаакиевском соборе, он стал профессором, а потом и ректором Императорской Академии художеств.

Рядом – еще одна «Мадонна с младенцем». Именно этот канонический сюжет использовала Элизабет Луиза Виже-Лебрен, когда писала портрет Софьи Владимировны Строгановой с маленьким сыном Александром. Виже-Лебрен – модная французская художница второй половины XVIII – начала XIX века, мастер светского портрета. Её творчество особенно высоко ценила королева Мария-Антуанетта. В Россию Виже-Лебрен приехала вместе с семьей в 1795 году, пережидая революционные события во Франции, прожила здесь несколько лет и в это время особенно сблизилась с семейством Строгановых.

Еще один портрет, на этот раз двойной: Александр Варнек (современники называли его «русским Ван Дейком») запечатлел на своем полотне двух очаровательных девочек – дочерей известного скульптора Ивана Мартоса.

Есть в экспозиции и работа великого Карла Брюллова – портрет Фёдора Ивановича Прянишникова, государственного и общественного деятеля, благотворителя, библиофила и коллекционера. Эта работа была написана в 1849 году накануне отъезда художника на лечение за границу. Больше он в Россию не вернулся. К слову, в тульском музее нет ни одной картины Брюллова. В постоянной экспозиции представлено лишь полотно неизвестного художника его школы – «Дама с девочкой и собачкой».

Особая благодарность сотрудникам Ивановского художественного музея за два парных портрета Василия Тропинина – «Мальчик со щеглёнком» и «Мальчик с мёртвым щеглёнком». Крепостной графа Моркова, Тропинин обучался в Академии художеств на барские деньги, в 47 лет получил вольную и осел в Москве, где стал самым востребованным портретистом. Художнику были близки идеи сентиментализма. Они нашли яркое воплощение в его знаменитых кружевницах и златошвейках. Ну а ребенок, оплакивающий мертвую птицу, – вообще сюжет, достойный Грёза (Жан-Батист Грёз – крупнейший представитель сентиментализма в европейской живописи XVIII века).

Среди знаковых полотен – «Христос в Гефсиманском саду» Николая Ге. Сумрачное, трагическое полотно. Фигура Христа – абсолютное одиночество и обреченность. Эта картина, написанная после возвращения художника из Италии, оказалась не понятой и не принятой петербургской публикой в конце 1860-х. Но именно в ней уже явственно проступает трагизм великого страстного цикла, созданного Ге на закате жизни в 1889–1894 годах.

Также в экспозиции можно увидеть картины ученика Брюллова Григория Михайлова, известных художников-передвижников Николая Ярошенко и Иллариона Прянишникова, представителя демократической живописи 1860-х, а потом типично салонного живописца Валерия Якоби.

Кураторы выставки дали ей название «Чувства и разум». Разум – это строгая красота академических канонов, чувства – одухотворяющий их талант прекрасных мастеров русской школы.

Выставка продлится до 28 ноября.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных