Сердце тульского Левитана
28 июня 2025 08:22

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА
Фото: предоставлены Тульской областной филармонией
В начале июня волонтёры обнаружили на Всехсвятском кладбище Тулы захоронение Владимира Семёновича Успенского (1902–1949) – музыкального преподавателя и основателя Тульского государственного хора. Человека, голос которого в дни обороны города каждый день звучал из репродукторов: «Говорит Тула»…
Выбрать точную интонацию
В. С. Успенский родился в Туле в 1902 году в семье священника, служившего в домовой Сергиевской церкви за Московской заставой. Учился в Тульском духовном училище, потом в Тульской духовной семинарии. Но школу окончил все-таки светскую – в 1919 году.
Успенский очень любил музыку, однако первое высшее образование получил на юридическом факультете Воронежского университета и только потом поступил и успешно окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
Владимир Семёнович преподавал теорию и историю музыки в Тульском музыкальном училище им. А. С. Даргомыжского, читал лекции о музыке студентам технических учебных заведений, руководил любительскими хорами клубов оружейного и патронного заводов. А однажды даже поставил оперу Ипполитова-Иванова «Оле из Нордланда» – мелодраму из жизни норвежских рыбаков, очень популярную в России в 20-х годах прошлого века.
Успенский был человеком исключительной эрудиции и стремился делиться своими знаниями со всеми, кому они были интересны и необходимы. Его лекции в Центральном парке перед выступлениями симфонического оркестра были невероятно популярны у туляков. А еще он писал статьи для газеты «Коммунар» и вел музыкальные передачи на тульском радио.
Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники Тульского радиокомитета уехали в эвакуацию, в городе остался только Владимир Семёнович Успенский. Каждый день он шел пешком в радиостудию, которая находилась в шести километрах от его дома, и во всех репродукторах звучал его голос: «Внимание! Внимание! Говорит Тула». Туляки называли его «Наш Левитан». Успенский читал сводки Совинформбюро, передавал новости с переднего края обороны города, призывал помогать фронту – и верить в Победу. У Владимира Успенского был необыкновенный голос – глубокий, звучный, но еще важнее то, что он как профессиональный музыкант всегда умел выбрать точную и правильную интонацию, вызывающую доверие у тех, кто его слушал.
«Ваня-сиротинка»
По мере того как фронт всё дальше отодвигался от Тулы, культурная жизнь в городе постепенно начала оживать. В конце октября 1944-го в областной филармонии открылся музыкальный лекторий. Первую лекцию – «Истоки русского национального искусства» – прочитал, конечно, В. С. Успенский. А еще он занимался организацией концертных фронтовых бригад, которые выступали перед бойцами на фронте и в госпиталях.
Успенский был разносторонним и деятельным человеком. В годы войны он старался сделать всё возможное, чтобы сохранить музыкальное образование в Туле. А еще он изучал местный фольклор: записывал старинные песни Тульской области и делал обработки для хора.
В журнале «Огонёк» за март 1954 года опубликована статья Л. Кравченко и О. Кнорринг «У нас в Венёве», где авторы пишут следующее: «В Тульской области нередко встречаются очень интересные находки. Уже после войны бывший руководитель Тульского государственного хора Владимир Семёнович Успенский записал у старушки-колхозницы чудесную старинную песенку «Ваня-сиротинка». Была она лирическая и грустная. Успенский обработал её, положил на четыре голоса. Песню с огромным успехом исполнял Тульский государственный хор».
Тульский государственный хор Владимир Семёнович возглавил в 1944 году. Этот коллектив изначально был создан его первым руководителем С. Н. Степановым как народный. Успенский в короткий срок сумел преобразовать его в хор профессиональный, академический. В 1946 году коллектив получил статус государственного.
Никто не должен быть забыт
В июле 1949-го комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР пригласил Тульский хор выступить в Москве с творческим отчетом. После концерта началось профессиональное обсуждение, в котором участвовали композиторы, музыковеды, дирижеры-хоровики. Все дали тульскому хору и работе его художественного руководителя самую высокую оценку. Владимир Семёнович встал, чтобы сказать ответное слово – и упал… В. С. Успенский скончался от сердечного приступа. Ему было всего 47 лет.
Владимира Семёновича Успенского в Туле знали и любили. Его похороны превратились в настоящую демонстрацию. Толпа людей шла за гробом, который несли на руках от здания музыкального училища (оно тогда располагалось на ул. Тургеневской) до Всехсвятского кладбища.
У входа в Тульскую областную филармонию, в которой В. С. Успенский работал с 1944-го по 1949 год, установлена мемориальная доска. В филармонии чтят память об этом человеке, о его вкладе в развитие музыкальной культуры города. При этом до недавнего времени не было информации о точном месте его захоронения.
Могилу В. С. Успенского на Всехсвятском кладбище обнаружила член Координационного совета Тульского областного поискового отряда «Искатель», куратор проекта «Память. Никто не должен быть забыт» Раиса Очнева.
Раиса Николаевна – сотрудница КБП им. А. Г. Шипунова, в свободное от работы время вместе с волонтёрами занимается поисками захоронений участников Великой Отечественной войны. Могилу В. С. Успенского – заброшенную, заросшую травой, с поврежденным надгробным камнем – Раиса Очнева обнаружила недели три назад. Прочитав надпись на могильном камне с вырезанным на нем нотным станом, сообщила о найденном захоронении начальнику управления культуры и туризма г. Тулы Татьяне Столяровой и директору Тульской областной филармонии, заслуженному работнику культуры РФ Елене Рудневой.
Елена Руднева и Раиса Очнева пришли на Всехсвятское кладбище, чтобы почтить память В. С. Успенского, 19 июня, в день его рождения. «Тульская филармония, – сказала Елена Руднева, – берет шефство над захоронением Владимира Семёновича Успенского. Мы намерены привести в порядок участок и отреставрировать надгробие к 5 декабря – дате окончания обороны Тулы».