Четверг 19 сентября
Связаться с редакцией

Секрет его молодости

Назад

09 июля 2021 06:57

 0
Общество

Автор: Тамара ГОЛОВИНА; Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: пресс-служба АК "Туламашзавод"

В середине XX века производство, вышедшее некогда из состава Тульского оружейного, горожане прозвали Новым заводом. И до сих пор Туламашзавод называют так время от времени. Во-первых, привыкли — у многих здесь работали не то что родители, а ещё деды. Во-вторых, в определённом смысле он и в самом деле всегда новый — постоянно стремящийся расширять производственные горизонты, реализующий множество интересных проектов и неизменно любимый тысячами людей, чьи судьбы неразрывно связаны с предприятием.

Некогда простаивать

Вчера на Туламашзаводе отпраздновали 82-летие. Официально датой основания предприятия считается приказ наркома вооружения Б. Л. Ванникова от 1939 года о выделении уже упомянутого нами производства в Тульский станкостроительный завод. Кто бы мог подумать, что именно это решение оставит Бориса Львовича в памяти тульских оружейников как «крёстного папу» известного по всей стране и далеко за её пределами Туламаша? …

Вот уже много лет ежегодно в начале самого жаркого летнего месяца заводчане отмечают очередную годовщину предприятия. Торжества могут быть масштабными — как в юбилейный, 80-й год — или скромными — как в год начала пандемии. Но проводят их обязательно.

тмз-Дронов-2019.jpg

Как рассказал корреспондентам «Молодого коммунара» Герой Труда РФ, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Евгений Дронов, именно этот праздник позволяет всему коллективу почувствовать неразрывную связь с поколениями тех, кто работал за этими стенами, ощутить себя и участником важнейших созидательных процессов и частью большой дружной семьи, где ты нужен и тебя всегда поддержат.

— День рождения Туламашзавода в любые времена для его коллектива — знаковое событие. Прежде всего потому, что заводчане неизменно встречают его новыми трудовыми достижениями, осуществлением планов,— говорит Евгений Анатольевич.— Моя трудовая судьба связана с заводом 39 лет, и все эти годы в день его рождения главными героями праздника становятся люди труда, для которых предприятие давно стало родным домом, тем надежным причалом, к которому тянет вернуться, которому хочется быть нужным. Машзаводовцы гордятся тем, что могут так называться. Они сохраняют славные традиции оружейников, трудятся на совесть, выполняя качественно и в строго обозначенные сроки все взятые на себя обязательства как по гособоронзаказу, так и по экспортным поставкам и выпуску изделий гражданского назначения. Коллектив сплоченный, высокопрофессиональный, знающий, что нам любые задачи по плечу. То, что это так, доказывает успешная постановка на производство и освоение выпуска новых изделий, рост производительности труда. Штатная численность предприятия за четверть века уменьшилась втрое, при этом объемов продукции нынешние 6 тысяч человек производят больше. При прогнозируемом падении оборонного заказа мы продолжали осваивать новые виды изделий. И пушечное производство, и ракетное, и производство артустановок полностью выполнили свои обязательства. Впрочем, как и дочерние предприятия по профилю — «Металлург-Туламаш», «Пласт-Туламаш», «Механик-Туламаш», «ИТО-Туламаш», «Тарпан» и другие. Уровень передела и сложность изделий разная, рентабельность у каждого своя, объемы заказов зависят от конъюнктуры рынка. При этом каждая «дочка» трудится на материнский заказ — производство вооружения. А объемы гражданской продукции в целом по производственному объединению даже подросли! Туламашзавод — одно из немногих оборонных предприятий России, которое достигло по-настоящему высоких результатов в производстве гражданской продукции. Сейчас ее доля приближается к 35%. Это и высокопрочный инструмент, и дизельные установки, и станки с числовым программным управлением, и многое другое. Вырос выпуск мотокультиваторов, не снижается производство бурового оборудования для нефтяников, появился спрос на новинку — электромобиль.

На гражданке

Ещё продолжает бегать по дорогам российской глубинки старенький тульский «Муравей». Простая в эксплуатации машина в свое время была очень востребована. Мотороллер «Муравей» заслужил репутацию простого, легкого, надежного и выносливого транспортного средства. В середине прошлого века грузовой мотороллер был отличным помощником. Сегодня же если на проселочных дорогах России и ближнего зарубежья еще можно иногда встретить такую технику, изготовленную более тридцати лет назад, то в Европе, США ей на смену пришли маленькие маневренные грузовички и машины с прицепом. Новое время ставит новые задачи. На первый план сегодня выходят требования к экологичности транспортных средств. Туламашзавод весной 2019 года представил широкой публике транспортное средство нового типа. С легендарным грузовым мотороллером «Муравей» его роднит только название и производитель.

тмз-муравей1.JPG

Изначально новый «Муравей» создавался как транспорт для внутризаводских грузовых перевозок. В 2019 году первые грузовички приступили к работе на Туламашзаводе, хорошо зарекомендовали себя на предприятиях Тулы и других городов. Уже полностью освоено производство однотонной и двухтонной версии, удлиненной версии с трехметровым кузовом и дополнительными опциями. Сейчас идет активная работа над транспортным средством для закрытых территорий. Это уже не грузовой, а пассажирский 11-местный вариант.

Еще один из самых важных проектов связан с «ИТО-Туламаш», где за два года в рамках программы импортозамещения создано производство монолитного высокопрочного твердосплавного осевого режущего инструмента. И сейчас это одно из немногих предприятий в России, способное производить весь комплекс технологической оснастки, штампов, пресс-форм, режущего и контрольно-мерительного инструмента.

Ставка на инструмент сделана неслучайно. Российские предприятия примерно с 2000-х начали закупать в большом объеме программное оборудование. В том числе фрезерные обрабатывающие центры, где основной инструмент — твердосплавный осевой режущий. Менять его приходится с завидной периодичностью, и стоит он немало. Огромный опыт, высокопрофессиональный коллектив и современное оборудование позволяют в короткие сроки осваивать производство сложнейших образцов продукции, по качеству и техническим характеристикам не уступающей зарубежной.

Новая крыша для новых технологий

Вообще у Туламашзавода уже сложилась, пожалуй, что и традиция — каждый день рождения предприятие встречает новым проектом, а зачастую и не одним. Здесь вообще не любят простоев, справедливо полагая, что это — кратчайший путь к застою, что для крупного предприятия смерти подобно. А поэтому — открытие новых производств, освоение непрофильных отраслей экономики, социальные акции и программы. Кажется, если заводчане считают какое-то дело важным, перспективным или даже просто интересным, они обязательно за него берутся. И всё получается. 82-я годовщина в этом смысле исключением не стала.

— Мы запускаем современное серийное производство востребованного армией изделия. Для этого под новейшие технологии реконструировано 23 000 квадратных метров производственных площадей цеха на улице Мосина.

На предприятии оперативно реконструируют историческое здание, где прежде размещались 27-й, 35-й цеха и мотопроизводство. Этот трёхэтажный корпус пустовал некоторое время, но совсем скоро здесь вновь закипит производственная жизнь. Нижние этажи займут участки механической обработки деталей и сборки нового изделия.

А на третьем этаже развернет работу отдел новых и прогрессивных технологий. У Туламашзавода на него очень серьёзные планы — в перспективе проект должен выйти за рамки отдела и дорасти до Центра новых и прогрессивных технологий. И тогда задачи его сотрудников станут гораздо сложнее и интереснее — они будут сосредоточены не только на разработке и применении MIM-, аддитивных и других технологий, а также на инжекционном формировании деталей, ротационной ковке, вытяжке, раскатке и роботизации производственных процессов.

— Технологических институтов практически не осталось, и для того чтобы не лишить предприятие будущего, необходимо брать инициативу в свои руки. Вот мы и берём. То есть не останавливаемся в развитии ни на йоту,— рассказал Евгений Анатольевич.

Всё дело в том, что база современного машиностроения — это в первую очередь наукоёмкие технологии и инновации, возникающие в точках пересечения разных наук. Постоянно совершенствуясь, они позволяют максимально оптимизировать производственный процесс, экономя силы и средства. Соответственно, высвободившийся ресурс можно инвестировать в дальнейшее развитие и тем самым обеспечить предприятию и его сотрудникам успешное и стабильное будущее, создать механизм, способный чутко реагировать на требования рынка и поддерживать высокую конкурентоспособность продукции.

— В Советском Союзе в каждой отрасли было по несколько специализированных технологических институтов, сегодня же их практически не осталось,— говорит Е. А. Дронов.— В результате с технологиями, которые уже вовсю применяются за рубежом, мы можем познакомиться только где-нибудь в Сколково да в инжиниринговом центре МГТУ им. Баумана. Важно серьезнейшим образом отнестись к использованию аддитивных технологий, за которыми уже не будущее, а настоящее. Я считаю, что в перспективе было бы полезно объединиться тульским предприятиям и создать на базе ТулГУ лаборатории, подобные тем, что в Бауманке. Ну а пока мы создали отдел новых и перспективных технологий с собственной лабораторией на Туламашзаводе.

тмз7.JPG

Туламашзавод и тут не изменил своей обычной кадровой политике — со стороны никого звать не стали, а отправили тех, кому предстояло работать с новыми технологиями, учиться. На базе МГТУ имени Н. Э. Баумана машзаводовцы прошли обучение по направлениям «Лазерные аддитивные технологии» и «Инжекционное формование деталей из керамических и металлических порошковых смесей при низком и высоком давлении».

Впрочем, на этом процесс обучения не закончился — молодые специалисты изучали практику применения прогрессивных технологий на ведущих предприятиях и в научных учреждениях России, завязали знакомства со специалистами в данной области, посетили Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Один из специалистов нового отдела Виктор Хренов говорит, что MIM-технологии — самое удивительное, с чем ему пришлось столкнуться в профессиональной деятельности.

— Я учился в ТулГУ на кафедре «Металловедение и термическая обработка металлов», а в 2015 году пришёл работать на Туламашзавод в отдел главного металлурга,— рассказал он.— В прошлом году узнал, что у нас открывается отдел, который будет заниматься новыми технологиями, и туда набирают молодых специалистов, в том числе металлургов. И когда мне предложили стать членом этой команды, я, конечно, согласился.

Свой энтузиазм Виктор объясняет просто: ни один человек, заинтересованный в профессиональном развитии, такого шанса не упустит. Предприятий, работающих с MIM-технологиями, в стране — единицы, а перспективы у метода — просто невероятные.

— В Бауманке мы прошли теоретический курс, посвящённый MIM- и аддитивным технологиям. К тому же нас познакомили с оборудованием, позволяющим их применять,— говорит Виктор Владимирович.— А потом мы поехали по предприятиям, которые уже работают с MIM, и у меня просто разрыв шаблона случился! Вот представьте, у нас есть деталь, на изготовление которой требуется рабочая смена. Так вот новые технологии сокращают время изготовления сложнейшего изделия до 5–6 секунд! То есть в смену можно выпустить до тысячи штук вместо одной! Аддитивные технологии такой скоростью, конечно, похвастать не могут, но зато способны самостоятельно изготавливать детали, в обычных условиях требующие множества дополнительных операций. Вообще, когда начинаешь изучать эту тему и понимаешь, какие возможности перед тобой открываются,— просто дух захватывает. На этот год у нас запланирована большая научно-исследовательская работа, и я уверен: её результаты будут впечатляющими.

Чем же так хороши эти технологии и как они могут помочь предприятию, ориентированному в числе прочего на выпуск продукции военного назначения? Как оказалось, их возможности очень широки и в серийном производстве практически незаменимы. Вовсе необязательно изготавливать изделия с помощью тех технологий, которые предполагали применять конструкторы. Скорее, наоборот, достижения технического прогресса совершенствуют производственный процесс, минимизируя ошибки и повышая качество образцов. Так, например, MIM-технология (Metall Injection Molding — англ. ) представляет собой комбинацию литья под давлением и порошковой металлургии (спекания). Этот способ позволяет с высокой производительностью, экономичностью и точностью изготавливать детали очень сложной геометрии.

— Для изготовления одной из деталей по старой технологии используется заготовка-поковка весом около 140 килограммов,— объяснил нам начальник конструкторско-технологического центра АО «АК „Туламашзавод“ Сергей Михайлович Провоторов.— После обрабатывающих операций готовое изделие весит 14,5 килограмма, то есть 90% металла идет в отход, расходуется рабочее время, инструмент, электроэнергия. А можно изготовить её в пресс-форме с использованием MIM-технологии.

Получается, что даже при выпуске единственной детали внедрение новых технологий оправдает себя, учитывая, какой колоссальный объём сырья, энергии и трудовых ресурсов можно сэкономить на одной только партии. А сколько может быть таких деталей? И партий?

Вот в этом умении грамотно определить долгосрочную перспективу и использовать её для развития предприятия и кроется главный секрет того, что хорошо знакомый всем тулякам Туламашзавод по-прежнему молод, несмотря на то, что разменял уже девятый десяток.

— Мало того, всё это сочетается с грамотной социальной политикой, заботой о людях по многовекторным направлениям. Они включают в себя не только полный социальный пакет, но и то, что выходит за рамки обязательной программы. А это — и забота о здоровье, и отдыхе, и занятиях спортом, и о детях заводчан… на предприятии и в Туле открываются наши магазины, в которых можно приобрести полезную и вкусную кондитерскую продукцию Туламашзавода — тульские пряники, на которые есть патент, конфеты, печенье и прочее.

Немало сделано для экологической безопасности заводчан и туляков. Например, в прошлом году был разбит сквер 75-летия Великой Победы на месте бывших очистных, а к этому сентябрю будет закрыта станция забора воды из Упы. И хороших планов, настроенных на будущее Туламашзавода, у коллектива немало. Нам есть над чем работать и чем гордиться. И так, уверен, будет всегда.

тмз-гальваника.JPG

Туламашзавод неизменно следует принципу: «Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». И надо сказать, что такая стратегия предприятие ещё ни разу не подвела. Это ценное качество предприятия ещё в год 70-летия завода отметил Президент РФ Владимир Владимирович Путин, написавший в поздравлении:

«Туламашзавод по праву является одним из признанных лидеров оборонного комплекса страны и уверенно конкурирует с ведущими зарубежными производителями. В активе предприятия современная техническая и технологическая база, богатый научный творческий потенциал его работников. И конечно, здесь бережно хранят лучшие традиции тульских оружейников, уважают мастерство, инициативу и ответственность».

лого.png

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных