Сделано в «Туле»

Назад

19 февраля 2021 04:49

 0

Автор: Андрей ПАНИН

Фото: автора и из архива «Молодого коммунара»

Из недавних федеральных новостей: «Тульский завод (входит в корпорацию «Росхимзащита» Госкорпорации «Ростех») завершил создание новейшей машины радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки РХМ-9. Об этом в ходе Единого дня военной приемки сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. «ПАО «Завод «Тула» завершило опытно-конструкторскую работу «Богомаз», в рамках которой создана перспективная машина РХБ-разведки РХМ-9 с совершенно новой приборной базой»,— проинформировал Криворучко. 

РХБ-9 выполнена на базе автомобильного шасси семейства «Тайфун» и является новейшей российской машиной, предназначенной для ведения РХБ-разведки на поле боя. Она оснащена новыми приборами, конструкция которых позволяет осуществлять отбор проб автоматически без выхода экипажа из машин в зону заражения. Эффективность применения РХМ-9 превышает показатели ранее разработанных машин РХБ-разведки в два раза»,— проинформировало агентство ТАСС.

Генеральный директор ПАО «Завод «Тула» Виктор Михайлович Бухал, которого мы попросили прокомментировать информацию замминистра обороны, улыбается:

— Алексей Юрьевич Криворучко знает, что говорит. Он — куратор военно-технического обеспечения Вооружённых сил военной и специальной техникой, контролирует выполнение гособоронзаказа. Представители Министерства обороны России, основного заказчика нашей продукции, машину РХМ-9 разве что только на вкус не пробовали. Изучили досконально и остались удовлетворены.

Впервые они увидели новую машину завода «Тула» на выставке «Армия-2020». И там же, на выставке, вслед за армейцами к нашей экспозиции подтянулась Росгвардия. Машины они сочли необходимыми и для себя и подписали контракт на двенадцать машин РХБ на базе автомобиля «Патриот» Ульяновского автозавода с поставкой уже в текущем году.

Завод «Тула» был участником этого представительного форума в числе трёх тульских предприятий. Мы заключили там контракты с Минобороны на поставку машин РХМ-8. Кроме РХБ-УАЗ, наш завод показывал на выставке машины для десантников РХМ-5 и на закрытой площадке — РХМ-8 и РХМ-9.

С удовлетворением могу подчеркнуть: всё то, что создавали наши конструкторы, технологи, инженеры в последние пять лет, востребовано и закупается заказчиками. Номенклатура военной техники ПАО «Завод «Тула» расширилась, и все ноу-хау, технические новинки для радиационной, химической и биологической разведки применены в линейке наших машин и находят своего потребителя. Как говорится, на склад мы не работаем.

Машины РХБ — если так можно выразиться, штучный товар, наукоёмкие изделия, в которых использованы последние достижения военной научной мысли. С их помощью военные могут выявлять опасные участки местности и объекты, оценивать радиационную, химическую и биологическую обстановку. Эта задача — главная для новейших машин РХМ-8 на базе бронеавтомобиля «Тигр», а также РХМ-9 на базе «Тайфун-К» — это универсальный бронеавтомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси «КамАЗа». РХМ-9 успешно прошла государственные испытания, и с этого года заключаются контракты до 2023 года на поставку нами в войска четырёх таких машин.

Это — техника XXI века. Приборы машин РХМ-5,— 8,— 9 представляют собой сложные цифровые системы, с их помощью операторы получают данные о заражении местности радиацией, химическими веществами или биологическими патогенами. Приборы разработаны ПАО «Завод «Тула» и приняты на снабжение в последние пять лет.

— Машины производства ПАО «Завод «Тула» постоянно проверяются в деле. Проходят войсковые учения — от пустыни до Арктики. Что говорят по их итогам военные?

— Да, недавно, к примеру, прошли учения войск радиационной, химической и биологической защиты Западного военного округа в Мулино Нижегородской области, а буквально на днях такие учения состоялись в пункте базирования кораблей Крымской военно-морской базы в Севастополе — в этих учениях использовались наши машины РХБ. Военные удовлетворены их возможностями, хотя овладеть этой сложной техникой — задача не из лёгких. Только вчера я привёз из столицы подписанные контракты на поставку РХБ-9: будем передавать в академию химзащиты, чтобы обучать курсантов.

Мы со своей стороны понимаем потребности тех, кто будет эксплуатировать нашу технику,— стремимся, чтобы было удобно, экономично, эргономично работать в условиях ограниченного объёма внутри машины. Судя по откликам, нам это удаётся.

— То есть с заказами у предприятия проблем на сегодняшний день нет?

— Совершенно верно. Сейчас мы продолжаем работы по контрактам 2021 года по модернизации машин РХМ-6–01. Модернизируем те машины, которые мы поставляли три десятка лет назад. Восстанавливаем шасси и меняем весь приборный комплекс, который уже выработал свой ресурс. Законтрактованы также сервис, весь спектр работ по техническому обслуживанию.

В настоящее время, то есть с декабря по февраль, заключаются контракты на принципиально новые машины, которые созданы специалистами завода «Тула» — УАЗ-РХБ на базе автомобиля «Патриот», о которой я уже говорил: в этом году мы должны поставить заказчикам (Министерству обороны и Росгвардии) 42 машины. Помимо этого, подписаны контракты на поставку машин для ВДВ, а также РХМ-8 и РХМ-9.

— На экспорт поставляете вашу продукцию?

— Запросы поступают. Так, сейчас детали поставок обсуждаются с Камбоджей. Но сдерживает секретность ряда приборов в составе машин — по указу Президента они не подлежат отправке за рубеж. В камбоджийский контракт мы, к слову, не включили то, что нельзя экспортировать.

— Проблема с кадрами на заводе есть?

— Как и у всех. Нужны опытные станочники, токари, фрезеровщики, координатчики — за ними сегодня все предприятия охотятся. Отчасти выручает кооперация, с тем же тульским малым бизнесом. С одним из малых предприятий сотрудничаем в лазерной резке металла. С другим — в механической обработке деталей: в прошлом году разместили там заказы на сумму 3 миллиона рублей.

Перед нами стоят непростые задачи подготовки производства новых машин, в частности необходима оснастка, штампы, кондукторы — их нужно спроектировать, изготовить, аттестовать. С этим может справиться только квалифицированный персонал.

— Как обстоят дела с финансированием гособоронзаказа? Ранее были проблемы: заказчик с вами рассчитывался только после отгрузки ему изделий…

— Эти трудности, надеюсь, в прошлом. Сейчас гособоронзаказ финансируется вовремя и в полном объёме, что существенно облегчает нашу работу. Сегодня мы уже получили финансирование в установленные сроки. В 2021 году ремонту и модернизации подлежат 16 машин, и часть из них на выходе — своевременное финансирование позволило заводу начать стабильно работать с первого в новом году рабочего дня, а раньше январь в этом смысле был «убитым» месяцем.

То есть созданы все условия, чтобы предприятие работало, а коллектив ощущал стабильность и перспективы. Главное — не подвели бы смежники, которых у ПАО «Завод «Тула» больше сотни. Основных, значимых,— полтора десятка. Так, «Спецприбор» поставляет три вида приборов. А ещё получаем от смежников сотни видов разъемов, навигацию, связь, в том числе и внутреннюю, подшипники, генераторы, специальный металл…

Мы обеспечены работой на годы вперёд, есть переходящие контракты с завершением работ в 2023 году. И я уверен, что завод «Тула» со своими задачами справится…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных